Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проблемы и перспективы социально-гуманитарного образования в современной России

 

       Выпуск издания: № 9 (25)

       Опубликовано: 20.09.2015

Автор: Вятчин Дмитрий Сергеевич, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «Многопрофильный центр образования» г. Москвы

 

В настоящее время российская общественность обеспокоена состоянием современного образования. О существующих проблемах говорят как сами учащиеся и их родители, так и лица, находящиеся на высоком правительственном уровне. При этом особое внимание уделяется вопросам, касающимся социально-гуманитарного образования.

В январе 2009 года министр образования и науки на совещании с ректорами вузов заявил: «Для выпускников гуманитарных специальностей в стране сейчас нет рабочих мест». Предлагалось переориентировать молодёжь на другие направления подготовки для того, чтобы «после вуза они были востребованы в жизни».

В мае 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что 50 процентов школьников выбрали сдавать обществознание как дополнительный экзамен. Этот факт вызвал неодобрение: «Это что означает - будущие юристы и экономисты? Стране же нужны не только специалисты в юриспруденции и экономике».

Таким образом, на уровне правительства неоднократно подчёркивалось, что выпускники социально-гуманитарных направлений не востребованы. Но в данном конкретном случае необходимы пояснения. Во-первых, министр образования и председатель правительства имели в виду специалистов в области экономики и юриспруденции. Безусловно, юристов и экономистов выпускается больше, чем требуется на рынке труда. Но было бы не правильно утверждать, что большая часть абитуриентов-гуманитариев выбирает исключительно эти направления. Предмет «обществознание» необходим для обучения в сфере рекламы, политики, менеджмента, философии, культурологии, социальной работы, торговли и многих других.

Во-вторых, в обществе сформировалось представление, что освоить социально-гуманитарную специальность значительно проще, чем естественную и техническую. Выпускники школ зачастую выбирают «обществознание» как предмет, кажущийся наиболее простым из прочих школьных.

Таким образом, школьники выбирают «обществознании», руководствуясь двумя основными мотивами: во-первых, предмет является обязательным для многих специальностей, а во-вторых, шансы на успешную сдачу ЕГЭ представляются большими, чем по другим учебным дисциплинам. И в данном случае мы сталкиваемся с серьёзными проблемами, которые действительно существуют в современном российском образовании.

Основная часть проблем сформулирована Ефимом Иосифовичем Пивоваром, ректором Российского государственного гуманитарного университета. В одном из интервью он заявил: «Есть общая мировая проблема, связанная с гуманитарным образованием - это его недооценка». Достижения естественных и технических наук видны каждому человеку. Значение для общества гуманитарных знаний далеко не очевидно. Причем, как утверждает Ефим Иосифович, в этом отчасти виноваты гуманитарии, которые сами не всегда способны объяснить своё предназначение. Иными словами, первая проблема, которую следует выделить - это низкий уровень престижности профессий социально-гуманитарного цикла.

Вторая проблема - превышение числа выпускников-гуманитариев над числом рабочих мест. Наибольшие трудности испытывают экономисты и юристы, о чем уже говорилось выше. Парадоксально, но, несмотря на то, что социально-гуманитарные профессии не пользуются особым престижем, общество всё равно проявляет к ним особый интерес. К сожалению, данное обстоятельство не даёт оснований для позитивных выводов. Подобный интерес может объясняться тем, что высшее образование всё больше «обесценивается». Молодые люди понимают, что для успешной карьеры необходимо окончить вуз, при этом не имеет значения, по какой специальности. Так как сдать «обществознание» выпускникам проще, то выбор дальнейшего направления (разумеется, социально-гуманитарного) становится очевидным.

Третья проблема - снижение качества российского образования, что в значительной мере коснулось социально-гуманитарных специальностей. Важно отметить, что обучение по этим специальностям ведётся не только в классических и гуманитарных вузах, но и в неспециализированных, не имеющих научной и кадровой базы. Отсюда вытекают два следствия, о которых говорилось ранее:

- падение престижности социально-гуманитарного образования;

- переизбыток выпускников-гуманитариев.

Таким образом, становится ясно, что в обществе существуют определенные стереотипы, касающиеся необходимости и полезности гуманитарного образования. Но при этом специалисты социально-гуманитарной сферы особенно востребованы не только в России, но и во всём мире. Дело в том, что научно-технический прогресс привёл к тому, что современные технологии и, в частности, роботы, позволяют сократить число работников, задействованных в производстве. При сокращении трудящихся одновременно происходит увеличение объемов производства. Это влечёт за собой то, что с каждым годом всё меньше нужны люди, которые производят товары и всё больше нужны те, кто смогут эти товары продать. В условиях жёсткой конкуренции, когда рынок перенасыщен всевозможными предложениями, потребитель испытывает трудности в выборе. Для успешного бизнеса необходимы специалисты, которые умеют продавать, а для этого нужны гуманитарные знания, в первую очередь, в области психологии.

Гуманитарии, согласно данным издания FinancialNews, востребованы даже в банковской сфере. Руководители крупнейших банков убеждаются, что гуманитарии лучше справляются с задачами, даже когда речь идет о позициях, на которые привыкли брать в основном математиков и экономистов. Как пояснил заместитель председателя инвестиционного подразделения банка JPMorgan, большая часть работы в сфере финансов сводится к продажам, а с этой задачей лучше справляются гуманитарии. Практику брать гуманитариев в банки поддержал бизнес тренер НИУ ВШЭ Владимир Сыченков. По его мнению, гуманитарное образование формирует умение удивляться и удивлять, что в итоге помогает продвигать идеи, товары, услуги.

Другой фактор, обуславливающий востребованность социально-гуманитарных специалистов, это состояние современного российского общества. Много говорится о падении уровня патриотизма, о недостатках духовно-нравственного воспитания молодёжи. Ответственность за возрождение нравственности подрастающего поколения целиком ложится на воспитателей и учителей. Очевидно, что снижение уровня подготовки данных специалистов напрямую отразится в будущем на состоянии всего российского общества.

Также в условиях роста межнациональной и межрелигиозной напряжённости страна нуждается в помощи грамотных социальных психологов, культурологов, конфликтологов. Стабильность и благосостояние общества зависит не только от состояния экономики, но и от осознания общности исторического пути более двухсот народов, населяющих Российскую Федерацию.

Это далеко не полный список причин, по которым социально-гуманитарное образование является приоритетным направлением подготовки специалистов. Возможно, в будущем грамотная и продуманная образовательная политика позволит обеспечить молодых людей рабочими местами согласно их профессиональному профилю, а общество получит столь необходимых и востребованных специалистов.

 

Список использованной литературы

 

1. Арутюнян Т. Какое образование у нас есть сейчас, таким и будет наше будущее. // Учёбау.18.06.2015. [Электронный ресурс] URL: www.ucheba.ru/article/1092 (дата обращения 25.06.2015)

2. Гуманитарии уходят в банки.// Российская газета. 15.11.2013. [Электронный ресурс] URL: http://bankir.ru/publikacii/s/gumanitarii-ukhodyat-v-banki-10004873/ (дата обращения 28.06.2015)

3.Гуманитарное образование: проблемы и перспективы. // Аккредитация в образовании. 29.10.2010. [Электронный ресурс] URL: www.akvobr.ru/gumanitarnoe_obrazovanie_problemy_i_perspektivy.html(дата обращения 30.06.2015)

4. Экзамен на прозрачность. // Российская газета. 25.05.2015. [Электронный ресурс] URL: www.rg.ru/2015/05/26/medvedev.html  (дата обращения 30.06.2015)

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru