Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Любовь родителей к детям

 

   Выпуск издания: № 8 (24)

   Опубликовано: 24.06.2015

Авторы: Коравко Д.С и Саргатян Э.Н., студентки 2 курса СГУ факультета иностранных языков и лингводидактики

 

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается, безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий.

Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда родители открыто и искренне выражают свои чувства, дети видят, что они тоже живые люди, — и, в свою очередь, начинают доверять свои чувства. Понимание, уважение к личности, доверие -     самое важное в отношениях между ребенком и взрослым.

Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Каждая область принципиально важна. Многие родители сосредоточивают свое внимание на одной или двух областях, пренебрегая другими, делая при этом огромную ошибку.

1.Контакт глаз. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы и не осознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. Если ваш взгляд постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же взглядом  стремятся  только выразить строгость, раздражение, ребенок приучится к такой же реакции. Ребенок даже учиться  начинает лучше, если удовлетворить его эмоциональные потребности. Ласковый взгляд и нежное ободряющее прикосновение могут  снизить уровень тревожности и уменьшить страхи ребенка, укрепить в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

2. Физический контакт. Большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр.  Говоря о физическом контакте не имеется в виду, что  обязательно целоваться, обниматься - просто любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п.    При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение, соответствующие возрасту, совершенно   необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными.

3. Пристальное внимание. Что означает пристальное внимание?   Это означает, что родитель    сосредоточивается на ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребенок ни на мгновенье не сомневался в полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес, внимание и внимательность, заботливую сосредоточенность и интерес именно к нему в эту минуту. Осознание этого жизненно важно в развитии самооценки у ребенка. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их. Самый лучший способ для этого - это побыть с ребенком наедине. Если у Вас несколько детей, необходимо найти время, чтобы побыть наедине с каждым ребенком.

4. Дисциплина. Многие родители считают, что дисциплина означает наказание (для некоторых - порка). Но на самом деле любовь и  дисциплину нельзя разделить, а наказание - это очень маленькая часть  дисциплины. Дисциплина - это прежде всего достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, обучение, обеспечение ребенку возможности самому учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать.  Когда ребенок уверен, что родители понимают все, о чем он пытается  рассказать,  что они осознают его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на  дисциплинарные требования. Это не означает, что нужно  поддаваться на требования или капризы ребенка, это означает, что нужно полностью сосредоточиться на общении с ним в этот момент, чтобы у ребенка  не появилось ощущение, что родитель просто настаиваете на своем, используя свой авторитет, и пренебрегает его мыслями и чувствами.  Ребенок в этом случае обучается очень важному навыку: умению вести переговоры, уважать точку зрения другого и искать компромиссы.

Мы провели исследование для выяснения, что же значит любовь родителей к детям. Для исследования было опрошено 10 родителей. Мы задали им несколько вопросов, для того чтобы раскрыть данную тему, и понять, что же такое любовь глазами родителей.

            На вопрос: Говорите ли вы своему ребенку теплые слова? Часто ли обнимаете и подбадриваете его?

Большинство ответило, что они стараются это делать по мере возможности, но часто бывают сами раздражены, уставши и не находят ни сил, ни времени пообщаться со своим ребенком. Некоторые из родителей признались, что могут сорваться на ребенке, не сдержаться и нагрубить ему, о чем потом жалеют.

На вопрос: Принимаете ли вы своего ребенка таким, какой он есть? родители ответили утвердительно. Но вопрос, поставленный после этого: Не ставите ли вы им такие условия, как: «Если ты будешь хорошей девочкой (мальчиком), я буду тебя любить» заставил их задуматься, и многие вспомнили, что говорили подобное ребенку.

Ответы на вопрос: Разговариваете ли вы с ребенком откровенно, рассказываете ему обо все, что произошло у вас за день и получаете ответный рассказ? разделились. Кто-то гордился тем, что ребенок, придя со школы, рассказывает все, что показалось ему интересным или встревожило, а другие честно ответили, что их дети очень скрытные, и из них не выпытать и слова.

На вопрос: Повышаете ли вы  голос на ребенка, и можете ли поднять на него руку, большинство ответило отрицательно, объяснив это тем, что сейчас, в цивилизованное время, не обязательно прибегать к таким мерам, так как можно все спокойно объяснить ребенку, и он поймет. В меньшинстве были те, кто может повысить голос на ребенка.

И вопрос, завершающий наше исследование был таковым: Что вы понимаете под «любовью к ребенку». Основная часть родителей ответила, что это значит понимать ребенка, входить в его положение, всегда идти навстречу, но вместе с тем, не давать слишком много воли, не баловать чрезмерно.

 

Любовь к детям  глазами педагогов

Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм…  Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и умение своевременно возвращаться к пройденному. К сожалению, объединить в себе все эти качества удаётся не каждому педагогу. Может быть, не так важно, владеет ли учитель современными компьютерными технологиями обучения, разговаривает ли на нескольких иностранных языках или имеет дипломы трёх вузов. По моему мнению, главным его качеством должна быть любовь к детям! 

Любить трудно. Любить — не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Мои ученики тянутся ко мне, и я им благодарна за то, что я становлюсь увереннее, мудрее, выдержаннее. Я люблю своих учеников. Сначала люблю, а потом обучаю. Ибо, всё начинается с любви! А мой закон как учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества.

В нашем исследовании мы опросили 10 педагогов.

На первый вопрос: Стараетесь ли вы всегда идти навстречу ребенку, понять его, не ругать, если он не выполнил домашнее задание, а узнать причину этого?  Большинство ответило утвердительно. Преподаватели считают, что ребенка надо понимать, входить в положение, чтобы расположить его к себе, чтобы возникла взаимная симпатия. Некоторые, однако, ответили, что считают чрезвычайно важным выполнение всего, что они задают, в противном случае, могут прибегнуть к наказанию, или связаться с родителями.

Следующий вопрос: Относитесь ли вы ко всем одинаково или у вас есть любимчики? вызвал много размышлений. Основная часть ответила, что старается всегда ко всем относиться наравне. Другие же признались, что выделяют некоторых наиболее сильных учеников и уделяют им больше внимания, чем другим.

Третий вопрос: Поддерживаете ли вы отношения с родителями и в курсе важных событий в семье, влияющих на ребенка? На этот вопрос все ответы были утвердительными. Педагоги считают, что очень важно иметь связи с родителями, ведь все, что происходит в семье, сказывается на ребенке.

И на наш основной вопрос, который мы задавали также и родителям: Что значит любить детей, по вашему мнению? Все ответили одинаково, а точнее, что учитель должен относиться с пониманием к ребенку, к тому, что происходит в его жизни, входить в положение, объяснять то, что непонятно, тем самым готовить к взрослой жизни.

 

Любовь глазами детей

Что дети считают родительской любовью? Мы проводили пилотажное исследование: большинство детей в возрасте от 5 до 10 лет на вопрос

Мы также задали вопросы 10 детям.

На вопрос: Часто ли тебя ругают родители? Ответы разделились, некоторые ответили утвердительно, а другие-отрицательно, объяснив это тем, что родители обычно беседуют с ними, объясняя, почему нужно так, а не иначе.

На вопрос: Много ли времени ты проводишь вместе с родителями и что вы любите делать вместе? все ответили одинаково, что  родители очень часто заняты, и мы не можем с ними погулять, поиграть или сходить в кино.

На последний вопрос: В чем для тебя проявляется любовь родителей? Когда ты чувствуешь, что родители тебя любят? ответили: «Когда родители мне покупают то, что я хочу» и «Когда родители мне разрешают то, что я хочу»

 

Список литературы отсутствует, так как статья написана на основе проведенного исследования.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru