Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Формы организации образовательного процесса

 

   Выпуск издания: № 7 (23)

   Опубликовано: 02.06.2015

Авторы: Сахаутдинова Д.И. Фильчакова А.И. Фадина Н.А., студентки 2 курса. НИУ СГУ им. Чернышевского факультет иностранных языков и лингводидактики

   

Структурной единицей организации учебного процесса может быть признана форма воспитательной деятельности. Организованное обучение и воспитание залог успешного развития  учеников. Форма обучения понимается как конструкция циклов обучения, реализирующихся в сочетании управляющей деятельности учителя.

Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая — в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности — интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так, стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно затормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

В дидактике известны три основные формы организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система. В начальной школе используются все системы организации образовательного процесса, но преимущество имеет классно-урочная система.

Структурной единицей организации учебного процесса может быть признана форма воспитательной деятельности.

Форма организации воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

К числу организационных форм, используемых в средней школе любого типа, относят урок, экскурсию, семинар, практическое занятие в классе и мастерской, производственную практику, факультативы, домашние задания, экзамены и зачеты, консультации и т.д. В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная.

Организационная форма обучения различаются между собой:

1. по месту учебы (школьные и внешкольные, в лекционной аудитории, в лаборатории и т.д.);

2. по продолжительности учебных занятий (занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным)

3. по количеству учащихся (класс на уроке, языковая группа работе в классе). Состав учащихся может быть постоянным и изменчивым (при групповой работе в классе).

4. по характеру внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком (фронтальная, групповая и индивидуальная).

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество — возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания — серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимости педагогических услуг.

Организационные формы обучения могут самостоятельно выполнять и немалую воспитательную функцию.

Назначение организационных форм - наиболее эффективно адаптировать учебный процесс к реальным условиям.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

 

Список использованных источников:

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Развивающий букварь для шестилеток. М.: Просвещение, 1988. 52 с.

2. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? М.: Психология, 1998. 75 с.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 214 с.

4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 198 с.

5. Репкин В.В. Учитель развивающего обучения // Доклад на Международной конференции. М.: Декабрь, 2002.  202 с.

 

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru