Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Современные подходы к воспитанию

 

   Выпуск издания: № 7 (23)

   Опубликовано: 02.06.2015

Авторы: Сахаутдинова Д.И. Фильчакова А.И. Фадина Н.А., студентки 2 курса. НИУ СГУ им. Чернышевского факультет иностранных языков и лингводидактики

  

Вопрос воспитания очень актуален в наши дни. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений.

В процессе поисков движущих сил воспитания образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.

Общие закономерности современных концепций воспитания

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

·  воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

·эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

·результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

·повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

·необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;

·   восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества.

  Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».

Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а «…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…» – утверждал Л.Н. Толстой. Это долгий процесс, так как«…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций).

 Чтобы этот процесс развития проходил успешно и безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него  соответствующая  атмосфера,  так  называемое  «гуманистическое  пространство детства» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства классный руководитель занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку,  можно определить для себя несколько основных правил:

Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребенка.

Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.

Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».

Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь, мнение детей, – они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление.

Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок,  анализировать и работать.

Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

И после всех стараний, ребенок откроет свою душу вам.

Система воспитания начинается с того, что педагог сначала четко представляет себе, чего же он хочет добиться от детей на данном этапе времени, какими он хочет увидеть их в конце года. То есть на основе анализа за прошлый год, с учетом всех анализов в своей работе за прошедший период определяются воспитательные задачи. Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития.

 

Список использованных источников:

1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]  URL: http://www.biblios.ru/8256 (дата обращения: 27.05.2015)

2.  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения.- В.: Академия, 2008. - 335 с.

3. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. М.: Академия, 2000. 235 с.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2000. 212 с.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru