Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Формирование  у учащихся творческих потребностей в самовыражении через  многообразие видов музыкальной деятельности

 

   Выпуск издания: № 6 (22)

   Опубликовано: 04.05.2015

Автор: Кочеткова Наталья Валентиновна, учитель музыки МБОУ СОШ № 61 г. Чебоксары

 

Цель: расширить знания учащихся об оперном музыкальном жанре.Формировать у детей разностороннее и своевременное развитие их творческих способностей. Учить сравнивать, определять жизненное содержание и закономерности  развития музыкального образа в вокальной музыке крупных музыкальных жанров, в частности оперного.

Оборудование:

     - компьютер,

     - мультимедиа,

     - экран,

     - презентация,

     - звукозаписи вокальной музыки,

     - тексты арий, хоров

     - афиши, пригласительные

Задачи:

 - Обучение – формирование музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками учебно-творческой деятельности: пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений; освоение знаний о музыке – жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка оперного жанра;

- Развитие – музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения;

- Воспитание – музыкального вкуса, интереса к музыкальной оперной культуре разных стран мира, потребности в музыкальном самообразовании.

Благодаря телевидению в нашу жизнь мощно ворвались множество передач, к которым, лично у меня отношение неоднозначное. С одной стороны различные шоу - программы пробуждают интерес  к занятиям бальными танцами, фигурному катанию, опере, балету, игре на инструментах, пению    ( как сольному, так и хоровому), но это  лишь одна сторона вопроса. С другой стороны жесткая система отбора, не всегда понятные критерии оценки, да и сам факт того, что искусства - это не соревнования в демонстрации костюмов, движений, стиля поведения, манеры исполнения, а прежде всего способ самовыражения участников через различные виды искусств, создавая при этом определенный художественный образ. Самым большим положительным  эффектом подобного рода программ, стала популяризация различных видов искусств, в частности оперного. Сегодняшний ребенок современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. Ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство, а оперный жанр весомая составляющая искусства, ведь высокая музыка ведет человека по жизни к  добру, истине, красоте.

Творчество появляется тогда, когда ребенок, проявляя инициативу, пытается по новому взглянуть на традиционные моменты урока, повседневной жизни и т.д. Именно с подачи детей появилось множество идей, которые впоследствии мы вместе воплощали в жизнь.

Замысел мероприятия, которое мы осуществили в этом году, зарождался очень долго, обрастая все новыми и новыми идеями. Началось все с обожаемой мною арии Царицы ночи из оперы Моцарта « Волшебная флейта» Мысли о том, чтобы познакомить детей с жанром оперы поближе, возникали у меня давно, но как это осуществить? Да , школьная программа дает возможность узнать об особенностях этого жанра, знакомит с музыкальным оперным наследием величайших композиторов, как зарубежных, (  с Глюка, Моцарта до Гершвина и Уэббера), так и русских. Но при всем моем уважении и любви к этому виду искусства, к сожалению, мне не совсем удалось вызвать такие же чувства у своих учеников.

Возникла острая потребность в необходимости показать этот жанр с необычной стороны как для детей ,так и для себя самой. А что если попробовать себя, своих коллег, учеников в роли оперных артистов исполнителей? Эта мысль поначалу вызывала улыбку и массу вопросов: как же  можно осмелиться замахнуться на такое? Ясно было только одно – цель данного мероприятия. Популяризация данного жанра, желание сделать его понятней, доступней и ближе . Чтобы опера для многих моих учеников стала не далекой, холодной звездой, а звездой, лежащей на ладони, которая согревает и поражает своей красотой.

С чего начать и как осуществить задуманное? Я понимала, что это лишь первые вопросы, ответы на которые мне необходимо будет найти.

Репертуар, на мой взгляд, должен был нести в себе разнообразные музыкальные образы, новизну и необычную подачу, доступную  не только восприятия, но и исполнения.

Программа концерта «ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА, или ДАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ОПЕРУ!»

1. В.А. Моцарт. Хор из оперы « Волшебная флейта».

2. А.П. Бородин. Хор девушек из оперы «Князь Игорь».

3 И. Штраус. « Венский вальс».    

4. Ж. Бизе. Хабанера из оперы « Кармен».

5. В.А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная Флейта».

6. Ю. Энтин, М. Дунаевский Театрализация отрывка м/ф « Пиф-паф, ой-ой».

7. Д. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

8. Э.Л. Уэббер. Дуэт из оперы «Призрак оперы».

9. Л. Делиб Цветочный дуэт из оперы «Лакме».

10. Д. Верди. Хор из оперы «Навуходоносор».

Определившись с репертуаром, необходимо было найти единомышленников, которым, как и мне небезразлично отношение детей к этому жанру ,педагогов. готовых к эксперименту в творчестве. Имея опыт проведения масштабных мероприятий, в частности хорового фестиваля, где многофункциональным центром была я , здесь пришло понимание того, что лишь объединившись можно ожидать положительного результата. Огромную благодарность хочется выразить моим коллегам: Антиповой О.В, Улитиной И.И., Хаврониной Н.А. Создание презентации, подборку видеоматериалов, работу со светом, звуком, подборку костюмов, украшение актового зала, всего и не перечислишь, взяли на себя мои ученики.

Определить - изменилось ли отношение к жанру оперной музыки у детей , должна помочь небольшая самостоятельная работа учеников, написанная ими до и после мероприятия . В ней ребята должны подумать и ответить, используя уже имеющийся багаж знаний по данной теме, на несколько вопросов: а) Что вы знаете об опере? б)Как вы относитесь к данному жанру? в) Какие положительные или отрицательные моменты вы хотели бы отметить? и  т.д.  С результатами этого исследования  было очень интересно познакомиться, потому что было  интересно узнать, оправдаются ли мои предположения о вкусах и предпочтениях подростков. Вот лишь некоторые выдержки из письменных работ, которые отражают обобщенное мнение подростков об оперном жанре, которые они написали до мероприятия:

1. «К сожалению, об опере знаю  не очень много. Я знаю лишь то, что  основным занятием в этом жанре является профессиональное пение, которое отличается своей растянутостью, тембром, отдачей. Люди с оперными голосами в природе встречаются очень редко. Также я знаю, что опера очень роскошное и дорогое удовольствие. Я не часто слушаю оперную музыку, так  как люблю другую музыку, но я не могу не сказать, что это поразительная музыка, и я не против послушать такую музыку. Читая книгу  « Призрак оперы», поняла, что оперная музыка не так проста, и этот жанр вызывает уважение. Эстетическое удовольствие, духовное удовлетворение от главные плюсы оперной музыки, правда порой это бывает  очень затянуто, что непременно может наскучить. Я отношусь к опере положительно, если ее исполняет мастер оперного искусства, а вообще - если нравится слушаю, если не нравится не слушаю. В опере менять почти ничего не нужно, только то, чтобы она была понятна простому слушателю, иногда недоумеваешь - о чем эта музыка сейчас говорит?»

2. И после концерта: «Хоть я и раньше любила оперу, то после концерта добавилось искреннее восхищение! Честно сказать я думала, что оперный вокал явление очень редкое и только подумайте, как я удивилась, когда на сцену вышли мои ровесники и запели этим самым редким голосом! Для меня, человека, который поет как большой петух, это было настоящим чудом. Придя домой, я скачала пару композиций, звучавших на концерте. В общем, я получила истинное эстетическое наслаждение.

Мне очень понравился концерт. Все участники спели неплохо. Некоторых я слышу не в первый раз. Я не думал. что опера настолько красиво звучит. Я не часто хожу в оперные театры, но после концерта постараюсь ходить чаще. На концерте мне понравился первый хор, где пели песню Моцарта «Послушай, как звуки хрустально чисты», так же понравилась сценка, в которой играли ребята из школьной театральной студии. Очень здорово спели девушки из 9 В класса, хор «Улетай на крыльях ветра», как всегда великолепно спела Кондрашкина  У. Понравилась игра на флейте, была в восторге от пения учителей музыки. А в конце мы спели все вместе хор Д. Верди « Ты прекрасна, о Родина наша» После концерта  опера для меня стала понятней и интересней и вдохновила нарисовать картину, которая висит у меня дома. Порой, кроме обычной музыки я слушаю и оперу. Сама идея концерта для нас могла показаться скучной, но она была преподнесена в интересной манере, что заставило нас с большим удовольствием наслаждаться музыкой. Хоть ребята, выступающие на сцене, и не были профессионалами,  к выступлению подошли очень серьезно. Они старались и очень хотели, чтобы зрителям понравилось. Каждый номер по своему завораживал зрителей. И я очень рада, что маленькие дети интересуются такой музыкой. Конечно было заметно, что они волнуются, и не все получается. но все с чего то начинают, и возможно кого то из них ждет большое будущее!» ( Лексика авторов сочинений сохранена)

Подводя итоги выше изложенного, хочу сказать, что мне нравится жить во время стремительных перемен, меняться самой, видеть как дети, которых я учу, теперь не только поют, слушают музыку, рассуждают о ней, анализируют её, но и создают творческие продукты в соответствии со своими знаниями, интересами и требованиями современной школы. Мне приятно видеть, что мои ученики увлеченно занимаются творчеством и развивают свои музыкальные способности. Я горжусь тем, что наша школа – одна из самых музыкальных и поющих школ города.

Мне выпала огромная честь быть учителем музыки, ведь музыка развивает способность с помощью которой, человек учится ценить все, что есть прекрасного, не только в искусстве, науке, но и повседневной жизни.

Конечно пределов для творчества на уроках музыки, искусства  не существует. А творческих идей, проектов хватит еще не на один год работы. Конечно, данная работа – не панацея и каждый учитель сам определяет то «главное», ради чего он приходит каждый день в школу. Для меня главное в моей работе умение видеть в каждом ребенке личность и помочь этой личности распахнуть свою душу навстречу творчеству.

Наверное «объять необъятное» никому не по силам, но собственный опыт доказывает, что возможность быть учителем музыки, или педагогом дополнительного образования, позволяет творить даже в рамках строгих стандартов и помогать творить детям. Не забывая о том, что каждый отдельно взятый класс – это не абстрактное поле для новейших экспериментов, а единство непохожих, уникальных творческих способностей каждого ученика и помочь раскрыть, развить и довести до максимальной отметки – моя задача.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru