Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

 

   Выпуск издания: № 6 (22)

   Опубликовано: 04.05.2015

Автор: Роньшина Ольга Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 12 г. Лиски

 

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

- усиление интенсивности урока;

-повышение мотивации учащихся;

- мониторинг их достижений.

Основными направлениями использования ИКТ являются:

- электронная обработка документов;

- использование готовых мультимедийных проектов;

-использование ресурсов Интернет для подготовки к урокам или самообразования;

- использование электронной почты для общения с коллегами или переписки;

- использование электронных ресурсов для работы на заседаниях МО, педсоветах, в работе с родителями;

- использование собственных мультимедийных продуктов;

- профессиональные форумы, сетевые сообщества;

- дистанционные конкурсы для педагогов, курсы повышения квалификации.

Мультимедийные технологии могут быть использованы на различных этапах урока. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Мультимедиа-презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.  Можно выделить следующие особенности данной технологии:

- качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;

-повышение уровня использования наглядности на уроке;

-повышение производительности урока;

- установление межпредметных связей;

- преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Рекомендации по оформлению презентаций

1. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ,  может быть эффективно представлен учителем.

2. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

3. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

4. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.

5. Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

6. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов:  фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета. Сегодня в России в рамках проекта ИСО создается национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники. Все эти работы направлены на то, чтобы предоставить школьному учителю дополнительные ресурсы для его повседневной работы, сделать учебный процесс интересным, увлекательным и современным.

Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь — сегодня эти традиционные инструменты представляет в новом исполнении интерактивная доска. Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скрупулезной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером.

 

Опытом проведения таких медиауроков я и хочу поделиться.

Обучение грамоте.

Например, в букварный период в 1 классе я использую  компьютер для подготовки к урокам презентаций на каждую букву. Подбираю  материал яркий красочный, не только информационный, но и с занимательными заданиями, что позволяет сделать каждый урок насыщенным, доступным, запоминающимся  каждому ребёнку. Такие уроки проходят очень быстро, позволяя каждому ученику быть активным его участником, не оставляя никого равнодушным, в процесс восприятия включается не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогая детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Русский язык.

Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. И здесь мне опять пришла на помощь презентация.

Очень удобно использовать презентации при работе над изложением, сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.

Очень интересны тренажёры по русскому языку "Отличник", «Знайка» и др.,  помогают проверить степень усвоения изучаемого материала. Ребёнок работает один на один с машиной. За выполненную работу компьютер выставляет оценку.

Чтение.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, демонстрация видеофрагментов, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.       

Математика.

Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков. В этом мне помогает Тренажер решения заданий по математике. Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи для учащихся 1-4 классов. Я использую цепочки примеров для устного счёта, а также для наглядности при изучении новых тем.

В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение. Интерес к урокам математики  вырос.

Окружающий мир.

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах.

И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.

Электронная энциклопедия "Кирилл и Мефодий", которая помогает совершить заочные путешествия по природным зонам нашей страны, услышать голоса животных – образовательный ресурс для работы на уроке.

На уроках окружающего мира обучающиеся в рамках классной экскурсии могут создать свои собственные видеоролики, аудиозаписи с последующей компьютерной обработкой. 

Рисование, труд.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции картин, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

Список возможностей использования презентации для уроков еще далеко не полон, но я думаю, что возможности программы помогут нам сделать наши уроки более эффективными, интересными, яркими и тем самым повысить интерес учащихся к учёбе.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Безусловно, такие возможности использования ИКТ не оставят равнодушными или пассивными ни одного ребенка в классе.

Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. Учитель должен знать и соблюдать, а так же ознакомить и периодически обращать внимание родителей на длительность использования компьютерных средств, которая варьируется от класса к классу.

В условиях реализации требований ФГОС предполагается, что обучающиеся должны использовать компьютерные технологии на каждом уроке. Это может быть и работа с текстом, с графическими объектами, с числами, готовые авторские презентации, презентации созданные самостоятельно. Это позволяет достичь такую цель обучения как овладение основными навыками при работе с текстовыми редакторами, графическими, приложением – калькулятор и др.

Используя различные Интернет – ресурсы, регистрируемся и участвуем в конкурсах, олимпиадах различного уровня: Международный эрудит-марафон «Эму», Всероссийский дистанционный конкурс «Львенок», Всероссийская олимпиада по информатике. К окончанию начальной школы обучающиеся нашего класса имеют элементарный уровень работы на компьютере, в программе Paint. Свои умения мы демонстрировали во Всероссийском конкурсе «Поколение Next – 2014» в номинации «Компьютерная презентация – Мои родные», в Международном литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь» со сказками в прозе «Информашка в стране Ноутбуков» и «Как Информашка стал моим другом».

В период реализации ФГОС использование ИКТ является важнейшим условием для всестороннего развития личности младшего школьника.

Но существуют недостатки и проблемы, с которыми может столкнуться учитель в своей практике:

1. Нет постоянного доступа к компьютеру при подготовке к уроку и во время проведения занятий.

2. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

3. Отсутствие контакта с учителем информатики.

4. Увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель может перейти от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- росту положительной мотивации и качеству обучения;

- изменению взаимоотношений между педагогом и обучающимися;

- повышению эффективности использования наглядности на уроках;

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению уровня комфортности обучения;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.

Для нас, учителей начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. 

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru