Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Выдающиеся педагоги прошлого

 

Выпуск издания: № 5        

Опубликовано: 05.10.2014

Автор: Озерова Т.Н.

 

 

История хранит немало имен выдающихся и знаменитых педагогов, посвятивших свою жизнь одной из самых благородных профессий. Так вспомним некоторые из них.

Мария Монтессори (1870-1952). Методике раннего развития ребенка, созданной Монтессори, уже более 100 лет, однако заложенные ею принципы до сих пор являются предметом оживленных дискуссий и основой многих методик обучения и развития детей.

В двенадцать лет, после многочисленных ходатайств, Марию Монтессори приняли в техническую школу для мальчиков, а позже - в Политехнический институт на отделение математики и точных наук. Однако к этому времени Мария серьезно увлеклась биологией и решила изучать медицину. Для того времени учеба девушки на медицинском факультете была поступком из ряда вон выходящим.

Еще во время учебы Мария начала практическую врачебную деятельность, работая с детьми, ограниченными в развитии. Именно тогда была сформирована основная идея ее педагогической системы - детям необходима специальная развивающая среда, которая поможет им сформировать необходимые навыки. Знакомство с работами психологов Итарда и Сегена, работа в институте экспериментальной психологии позволили Монтессори в 1900 году возглавить ортофреническую школу в Риме. Уже через три месяца комиссия с участием специалистов признала, что методика Монтессори дает ошеломляющие результаты.

В 1907 году был открыт первый 'Дом ребенка' для социально и педагогически запущенных детей, где впервые были применены такие приемы, как тематические зоны с соответствующим набором материалов и свободным доступом, отсутствие разделения по возрасту. Ученики Монтессори начинали писать и читать с четырех лет, приобретали прекрасные социальные навыки и позитивное мышление. Идеи о том, что в ребенке заложен огромный потенциал к самореализации, и что ранний возраст характеризуется особым типом мышления – 'впитывающим разумом', который позволяет легко и без напряжения приобретать множество навыков, произвели переворот в системе образования и воспитания. Система Монтессори стала известной во всем мире, ее работы были переведены на 20 языков, а 'Дома ребенка' открывались во многих странах. В 1929 году была учреждена Международная ассоциация Монтессори, которая действует до настоящего времени.

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1871). Русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России.

В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Противостоящая "официальной народности", связанной с самодержавием и крепостничеством, эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования, против рабского подражания иноземному, недооценки богатой трудовыми и патриотическими подвигами жизни простого народа, родного языка, Отечественной литературы, истории, природы.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. "... Воспитание, – учил он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека"

Фридрих Фрёбель (1782-1852). Немецкий педагог, ученик Песталоцци (Pestalozzi). Заложил основу современной системы образования, начав строить учебные курсы на уникальных нуждах и способностях детей. Именно Фрёбелю принадлежит идея детских садов; собственно, само слово 'kindergarten' первым употребил именно он.

Важнейшую свою работу, 'О воспитании человека' ('Die Menschenerziehung') Фридрих Фрёбель опубликовал в 1826-м.

В период с 1831-го по 1836-й он жил в Швейцарии. Вернувшись в Германию, Фрёбель решил сконцентрироваться на проблемах дошкольного образования; именно в этот период им была разработана целая серия развивающих детских игрушек. Термин 'детский сад' ('kindergarten') Фридрих предложил уже в 1840-м.

Коменский Ян Амос (1592— 1670) — чешский педагог-гуманист и философ, противник схоластической системы обучения.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» — «Всеобщим воспитанием», где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Макаренко Антон Семенович (1888 — 1939) — советский педагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.

Джон Дьюи (1859 - 1952) - американский философ, педагог и психолог. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путем делания». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок — как исследователь. В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство.

 

 

Использованные источники

 

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 77.

 2. Константин Дмитриевич Ушинский (Konstantin Dmitrievich Ushinskij) [Электронный ресурс] // EPWR. URL: http://www.epwr.ru/quotauthor/271/(дата обращения: 04.10.2014).

3. Фридрих Фрёбель [Электронный ресурс] // peoples ru. URL: http://www.peoples.ru/state/teacher/friedrich_frobel/ (дата обращения: 04.10.2014).

4. Коменский Ян Амос [Электронный ресурс] // Хронос.URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/komenski.php (дата обращения: 04.10.2014).

5. Мария Монтессори [Электронный ресурс] // peoples ru. URL: http://www.peoples.ru/state/teacher/maria_montessori/(дата обращения: 04.10.2014).

6. Макаренко Антон Семенович [Электронный ресурс] // Хронос.URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/makarenko_as.php(дата обращения: 04.10.2014).

7. Джон Дьюи [Электронный ресурс] // Хронос.URL: http://www.hrono.info/biograf/bio_d/diuidzhon.php(дата обращения: 04.10.2014).

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru