Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Использование творческого подхода в проектировании национального компонента на уроках иностранного языка

 

   Выпуск издания: № 4 (20)

   Опубликовано: 17.03.2015

Автор: Манджиева Гиляна Валерьевна, учитель английского языка МБОУ "Элистинская классическая гимназия"

 

Знание иностранных языков сегодня является важным аспектом современной жизни.Это и образование, и карьера, и полноценный отдых. Не говоря уже об огромном количестве интересной и полезной информации, которую можно узнать, владея иностранными языками. Педагоги отмечают важность обучения иностранному языку как средству общения для понимания школьниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа.

В настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа. У молодого поколения появляется интерес к  национальным истокам, обычаям, традициям, сохранению языка, индивидуальности, культуры народа. Возникает целенаправленное использование регионального национального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся. Возникает важный вопрос определения в содержании образования соотношения национально-регионального и федерального компонентов.

Анализ реальной ситуации, педагогической практики в республиканском образовательном пространстве убеждает в том, что наблюдается тенденция либо завышения, либо занижения роли и значения национально-регионального компонента. Кроме того, его содержание на уроках иностранных языков повторяется, характеризуется однообразием, отсутствием новизны, что значительно снижает интерес школьников к национальной культуре. При этом недостаточно внимания уделяется формированию системы ценностных ориентаций учащихся.

Обозначенная проблема прежде всего связана с отсутствием педагогических технологий, диагностических методик, обеспечивающих обоснование для коррекции; изменения или ориентации на достижения,  успех; в образовательном процессе. Проектирование национального-регионального компонента в образовательных программах требует обращения к социально-исторической и культурной памяти народа. Задача заключается в том, чтобы национальная культура калмыков стала одной из основ, на которой строится содержание образования в национальной системе. Таким образом, наряду с культом знаний предстоит найти достойное место приобщению учащихся к национальной культуре калмыков и через нее- к общечеловеческим, общероссийским духовным ценностям.        Объединение культуры региона с изучением иностранного языка осуществляется по двум направлениям:

- Включение краеведческой информации из разных предметных областей (Истории, географии, литературы, искусства, а также истории науки и философии) в программу изучения иностранного языка

Данный интегративный подход целесообразен для расширения кругозора учащихся, создается концентрация материала вокруг определенной темы, совершенствуются языковые возможности школьников. Тематический способ усвоения краеведческой информации помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину истории и современной жизни нашего края.

- Творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития региона

На иностранном языке учащиеся размышляют, сравнивают, предлагают свои решения актуальных социальных проблем.

Использование регионального национального компонента в обучении иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя придерживаться  следующих принципов:

- учета возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся (контингент учащихся в образовательных учреждениях республики многонационален и процесс приобщения к национальной культуре калмыков осуществляется с дошкольного возраста);

- языковой подготовки учащихся(простоты и выразительности содержания материалов);

- сюжетной занимательности, доступности, яркости национальных образов;

- возможности передачи национального образа в разнообразной деятельности, связи с жизненной перспективой;

- содержание материала о национальной культуре преподносить не как констатацию того, что было и как было, а как ориентацию на национальное самосознание, осмысление роли и места родного края в развитии личности, познание народных традиций, обычаев, истории этноса как субъекта РФ;

- нравственно-этической направленности с целью формирования системы ценностных ориентаций.

Решить данную проблему путем установления в содержании образования количественного соотношения общемирового, отечественного и национального наследия и опыта путем простого арифметического баланса, невозможно. Она требует, на наш взгляд, не только всестороннего осмысления, но и объединения творческих усилий ученых и практиков.

В образовательных учреждениях республики существуют различные типы учебных программ, и именно правильный выбор назначения программы позволит соотнести национально-региональный компонент с федеральным, исключит дублирование материала. Ориентационное поле становления личности ученика в процессе приобщения к национальной культуре будет способствовать формированию его внутреннего мира, духовных ценностей.

Творческий подход педагогов к проектированию национально-регионального компонента в значительной степени изменит изменит существующий традиционный подход в образовательном процессе. Также поможет сосредоточить внимание учителей и учащихся на глубоком всестороннем осмыслении идей национальной культуры калмыков, на уяснение необходимости рационального использования материалов народной педагогики в содержании образования, умения соотносить общее и частное в познании.

- использование национального компонента на уроках иностранного языка незаменимо в формировании целостного взгляда учащихся на наш сложный и вместе с тем прекрасный мир, в осознании ими ответственности за завтрашний день родного города, страны, планеты;

- использование среды, в которой учащиеся находятся, учет их интересов и целенаправленная работа по привитию им необходимых качеств, жизнь людей, с которыми они повседневно встречаются и которые любят свой край, землю и трудятся на ней, не только оказывают воспитательное воздействие на учащихся , но и способствуют повышению знаний, умений и навыков владения английским языком.

- основу тем и ситуаций для устной монологической и диалогической речи также составляем с учетом жизненного опыта школьников, что способствует их активности на занятиях. Учащиеся всегда стремятся рассказать о том, что им близко, это хорошо им знакомо, о том, что их окружает. Всегда ведь можно легко составить материалы, близкие интересам школьников аграрного городка. Этим мы не только расширяем их словарный запас, но и закладываем тот минимум знаний, которые оседают в памяти и всплывают в нужном месте и в нужный час ( я имею в виду при посещение англо-язычных стран);

- вся работа учащихся по сбору краеведческого материала, его оформлении на английском языке приучает ребят ценить прекрасное в окружающей действительности, чувствовать, что английский язык актуален не только для общения в англо-говорящих странах, а это еще и язык, на котором можно мыслить, выражать свое мнение и отношение, спорить, приводить доводы и просто общаться в классе;

- и, наконец, познавая культуру стран изучаемого языка, мы учимся формировать мировоззрение о культуре, историческом прошлом, традициях своего народа, вступая с полученными знаниями и опытом в диалог культур на языке, который понятен большинству народов мира. И этим вносим свой вклад в мировую культуру общения, раздвигая территориальные границы.

 

Список использованных источников

 1.Казанкина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Санкт-Петербург, 2004, с.83

2. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.М. Педагогические ориентиры успеха. Санкт-Петербург, 1995, с.64.

3. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы/под редакцией О.А. Лебедева/ Санкт-Петербург, 2007, с. 98

4.Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания и деятельности этнопедагогических классов. М.,1994, с.109.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru