Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Оценка результатов освоения предмета "Русский язык" через дистанционные мероприятия

 

Выпуск издания: № 4        

Опубликовано: 27.09.2014

Автор: Михайлова Тамара Юрьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 187 г. Новосибирск  

 

Главной задачей российской образовательной политики признано обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Принятие нового ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», введение стандартов второго поколения (ФГОС) в общеобразовательной школе, а также ожидание стандартов третьего поколения предъявляют новые требования к результатам обучения учащихся

Результаты обучения по предмету «Русский язык» оцениваются по трем составляющим: личностным, метапредметным и предметным.

К личностным результатам учащихся относятся  понимание  и осознание  ценности русского языка, роли родного язык в формировании личности, в уважительном отношении к языку, гордость за него и потребность в сохранении чистоты русского языка.  

Метапредметные результаты составляют освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, проявляющиеся в учебной, познавательной и социальной практике, как:  владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты характеризуются освоением базовых понятий лингвистики, которые  приобретаются и закрепляются в процессе изучения  учебного предмета, и выражаются в  умении их применять при решении практических задач, в стремлении расширять и углублять знания в данной области.

В ФГОС основного общего образования указывается, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: «…5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)». В связи, с чем оценка достижений учащихся по «Русскому языку» может быть реализована через контрольно измерительные материалы в форме тестовых заданий, логически связанных с содержанием учебного материала и соответствующие требованиям к уровню освоения учебного материала, что актуально при подготовке к ЕГЭ. Педагогический тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющей качественно и эффективно измерить уровень, оценить структуру подготовленности учащихся.  Структура знаний оценивается на основе анализа правильных и неправильных  ответов каждого учащегося, зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, мастерства педагога, а также объективности контроля.

С учетом выше сказанного, я считаю, что использование дистанционной формы при оценке уровня и структуры знаний по русскому языку позволяет расширить формы самого контроля, который может выступать не только в виде педагогического теста, но и в виде дистанционных конкурсов, викторин и олимпиад. В этом случае, кроме оценки знаний, у учащихся будет расширяться представление, как о предмете «Русский язык», так и о смежных с ним предметах. Также создаются условия для активизации познавательной деятельности учащихся к получению нового знания. Ведь, участвуя в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах по предмету «Русский язык» разного уровня (школьного, регионального, всероссийского, международного) учащиеся учатся искать ответы на разные вопросы по истории  русского языка, основам лингвистических знаний, приобретают навыки исследовательской деятельности.

Особенностью оценки знаний учащихся по предмету «Русский язык» в дистанционных конкурсах является акцентирование внимания на приобретаемые и проверяемые знания, поскольку их целью является углубление и расширение знаний по предмету в целом, различным темам и разделам. При этом оценке подвергаются и умения учащихся в рамках, как предметных, так и метапредметных результатов. Участие учащихся в дистанционных мероприятиях  дает им возможность проявления своих предметных способностей и творчества.

Положительным моментом оценки результатов обучения в дистанционной форме является наличие психологического комфорта при его проведении для всех участников мероприятия, поскольку они находятся в привычной для себя обстановке, не вызывающей стрессовой ситуации. При этом все участники находятся в равных условиях.

Таким образом, при обучении предмету «Русский язык» на современном этапе является актуальной  направленность на активизацию учащихся, повышение их мотивации к освоению материала по русскому языку. Участие в дистанционных мероприятиях позволяет школьникам приобретать новые знания, умения и навыки, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и проявлять творческий потенциал.

 

 Список литературы

 

1. Аванесов, В. Определение педагогического теста // Управление школой. – 1999.  № 29.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Федеральная целевая программа «Дети России» (2007-2010 гг.). Правовой сервер «Консультант плюс» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.09.2014)

3. ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. Правовой сервер «Консультант плюс» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.09.2014)

4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. Издательство: Просвещение, 2013 г. – 112 стр.

 

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru