Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии

 

   Выпуск издания: № 3 (19)

   Опубликовано: 01.03.2015

Автор: Сошникова Татьяна Анатольевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога г. Воронежа

 

Я - учитель!  Я выбрала эту профессию, потому что хотела быть полезной людям. Каким же был мой путь в педагогику? Мою судьбу определили  обстоятельства и окружающие меня люди : моя бабушка, которая была учителем начальных классов, мой дедушка, который в годы войны выполнял обязанности директора школы, моя тетя , более 40 лет проработавшая учителем и конечно мои школьные учителя. Профессия учителя с  детства привлекала меня.

 Когда я оканчивала среднюю  школу, я знала одно: мне нравится наука-биология. Кем же  мне быть? Врачом, учителем? Но более влекла меня  дорога служения детям. Меня тянуло в этот удивительный мир детских глаз и улыбок. Школьный звонок оказался для меня звонком в жизнь.

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими», утверждал  Константин Кушнер. В этих словах я вижу главную  миссию учителя. Учитель должен не бояться видеть в своих учениках самостоятельную, уникальную личность. Это позволит нам разрешить ребенку иметь свой собственный взгляд на мир, свои собственные чувства.

Учитель – это одна из самых почётных и благородных профессий. Труд учителя требует большого количества знаний,  сил, опыта, терпения. От учителя зависит то, с какими знаниями ученики войдут в современный мир после окончания школы. Учитель помогает  ученику развить свой творческий потенциал,  раскрыть свои способности, стать самостоятельной личностью и достойным гражданином своей страны.

Очень важно суметь  учителю оставаться актуальным в своей профессии, успевать следовать за изменениями  в жизни. Я считаю, что основной целью обучения биологии в школе является развитие и воспитание у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений и ценностных ориентаций, положительного отношения к самостоятельному добыванию знаний. Всему этому способствуют разнообразие методического обеспечения и учебных программ современной школы, применение современных технологий, обновление содержания образования.

Перед учителем встает вопрос: как учить, какие методы и технологии выбрать?  На своих уроках я применяю некоторые личностно-ориентированные технологии обучения. Игровые технологии  позволяют улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний. Игры - самый эффективный способ обучения детей. Известно, что учебный материал почти наверняка будет воспринят детьми, если он изложен в игровой форме. Игра необходима в тех случаях, когда сам по себе материал не представляет для детей большой ценности. Дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.

Проектные технологии дают ученикам возможность к свободному творчеству, опираясь на освоенный учебный материал. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем. Мои ученики выполняют проектные работы по окончании каждой крупной темы.  Применяя метод исследовательского проекта, учу школьников планировать и оформлять работу, письменно и устно представлять результаты работы, защищать свою точку зрения. Считаю, что проектная деятельность формирует у учащихся качества необходимые для их дальнейшего обучения, профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора их будущей профессии.

Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но для проведения таких уроков требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определенным объемом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.

Необходимо, чтобы проблемные задачи отвечали следующим требованиям:

1.  Система задач, она должна отражать методы научного познания.

2.     В задачах должны найти свое отражение все процедуры творческой деятельности:

·    видение проблем;

·   выдвижение гипотезы;

·  осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

·   видение многофункциональности объекта;

·  конструирование нового способа решения проблемы на основе известных способов;

·   видение альтернативы решения.

3.    Постепенное усложнение задач.

4.    Подлинно исследовательские задачи должны требовать от учащегося  самостоятельного поиска  информации, причем на доступном,  но достаточно высоком уровне.

Так же я использую технологию  обучения в сотрудничестве, в команде, в паре, которая имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. При организации учебного процесса по групповой технологии объем выполняемых работ увеличивается, занят весь класс, развивается взаимопомощь и взаимовыручка. При таком виде работы учитель является организатором, соучастником всего мероприятия. Учащимся очень нравится работать в группах, ведь каждый во время коллективной работы может реализовать свои возможности. Конечно, невозможно ожидать отличной работы сразу от всех учащихся. Качество знаний напрямую зависит от индивидуальных особенностей и мышления детей.

Использую на уроке и элементы  развивающего обучения, когда новое знание не вводится в готовом виде, а учитель создаёт ситуацию поиска способа решения, где каждая высказанная учеником гипотеза рассматривается как важный шаг на пути к результату.

В своей  работе применяю и технологию модульного обучения. Этот метод позволяет весь курс учебного предмета или его отдельные разделы распределить по блокам – модулям. Главная цель этого метода обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе. Учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных, систематических действий школьника. В основе модульного обучения лежат четкость и логичность, активность и самостоятельность школьника, а также индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль.  Задания в модулях ориентируют учащихся к решению проблем, включают в себя повторение изученного материала, отражают механизм усвоения знаний, формируют навыки общения, дают возможность рационально распределять время. При организации учебного процесса с помощью модульной технологии принципиально меняет деятельность учителя: на уроке он  координирует, консультирует, контролирует, мотивирует, организует, то есть при модульном обучении учитель осуществляет рефлексивное обучение.

Использование информационных технологий в настоящее время является неотъемлемым компонентом деятельности современного педагога. ИКТ существенно повышают профессиональные возможности учителя, расширяют границы его педагогической культуры, позволяют быть на одной волне с учениками. Я подбираю нужную для урока необходимую цифровую информацию, упражнения и презентации, использую ресурсы интернета. В своей работе я использую следующие элементы ИКТ:

1. Цветные рисунки и фото. Они позволяют разнообразить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни.

2. Слайд-шоу. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся.

3. Видеофрагменты. Раньше на уроках я пользовалась учебными кино- и видеофильмами, однако в сочетании с компьютерными технологиями  их использование поднимает на качественно новый уровень.

4. Анимации. Использую для иллюстрации механизмов различных биологических процессов.  За счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами. В подобных  анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.

Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов.  Интерактивные таблицы –  это фрагменты, которые могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.

6. Мультимедийные презентации.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала.

При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:

• иллюстрации должны быть реалистичными;

• наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;

• слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;

• при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;

• слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.

Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для учителя. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют значительно сократить время на их проведение.

 

Основные педагогические результаты применения данных технологий на уроках биологии:

• повышение уровня мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;

• у школьников постепенно формируется осознание успешности его деятельности;

• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

• учит мыслить логически, нестандартно, творчески;

• возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;

• возможность рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

• возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;

• возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.

• использование современных педтехнологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности.

Разнообразие педагогических технологий, умение выбрать наиболее подходящие приемы и техники на каждом этапе обучения и воспитания являются важной составляющей мастерства современного учителя.

Современный учитель – человек большого сердца, высоких моральных качеств , огромного трудолюбия, умеющий  находить к каждому ребёнку свой ключ: одному дать дельный своевременный совет, с другого спросить строго, к третьему  подойти по-матерински ласково.

Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни модернизировали учебный процесс, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения, восприятие его как личности.

Учитель - это человек, способный проникнуть в мир детей, понять, поддержать в нужную минуту, оказать помощь, не ожидая благодарности.

Учитель должен не только учить детей, он должен создать условия, при которых дети сами будут добывать знания, будут хотеть учиться. Учить через проблемные ситуации, экспериментально  дойти до каждого элемента знаний на основе собственных опытов. Это заставляет их ум искать, приобретать навыки,  находить новые знания.

Учителя-это люди, которые создают будущее, формируют завтрашний облик общества, страны, мира, ведь они сегодня учат и воспитывают тех, кто завтра будет управлять государствами, делать научные открытия,  то есть определять развитие человеческой цивилизации.

Я выбрала профессию педагога, а это значит,  взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить  и воспитывать, вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть педагогом, воспитателем, учителем.

 

Список используемой литературы

1. Борис С.И.,  Ханнаннов Н.К. «Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии» Газета «Биология», № 6, 2005 год, с. 18-25. Издательский дом «Первое сентября» .

2. Козленко А.Г. «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии» Газета «Биология», № 17-24, 2008 год.  Издательский дом «Первое сентября»

3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4.  Энциклопедия современного учителя. — М., 2000. — 333 с.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru