Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уроки музыки и ФГОС

 

     Выпуск издания: № 1 (29)

     Опубликовано: 27.03.2016

Автор: Мишина Галина Николаевна, учитель музыки МАОУ СШ № 32 города Красноярска

 

Скачать статью в формате docx.

 

чащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике".

Авторы ФГОС  делают акцент на самостоятельную исследовательскую работу учащихся: умение поставить вопрос, выявить проблему, определить цель и добиться результата. В то же время, преподавание музыки в школе для учителя это - открытие Прекрасного и понятного  в непонятной и незнакомой ребёнку классической музыке. Умение учителя "построить мостик" между детским разумом и осознанием высшей красоты, гармонии выходит за рамки функций "учителя-менеджера", организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, как то рекомендуют авторы ФГОС. Эффект "Очищения музыкой", катарсиса не может быть темой проекта и проблемой урока. Здесь на уровне подсознания - нравится, ощущается, либо отталкивается. И замерить результат опять же крайне проблематично. Ребёнок может правильно ответить на вопросы о жанрах вокальной музыки, определить главный вопрос урока, определить тему романса, а выйдя с урока сказать: какой скучный романс мы сегодня слушали.

Д.Б. Кабалевский определил главной задачей музыкального массового воспитания "воздействие через музыку на духовный мир учащихся".

Научить детей понимать сущность законов красоты - как это согласовать с УУД, систематической диагностикой личностных, метапредметных, предметных  планируемых результатов и т. д.??? Быть может, авторы ФГОС шагнули дальше и выше дедушки Кабалевского? И ребёнок теперь сам сможет, сидя в школьном классе, задать себе вопрос - а что хорошего в Бахе и Шуберте. Задать то, может и сможет, а вот ответить. Вспоминаю себя в детстве, как важно было понять, услышать от взрослых, умных, профессионалов какие-то вещи, приближающие к пониманию музыки, дающие ключик, который самостоятельно никак не давался и не находился.

Интерес к музыке, увлечённость музыкой, понимание языка музыки, любовь к музыке - это высшая цель, к ней может прийти  только ведомый мудрым наставником, вдохновлённый любовью учителя. Даже самым талантливым необходима огромная работа с хорошим педагогом, общение, тесное и постоянное, это как воду пить из источника - нужно каждый день снова и снова, и никогда не напиться.

Что мы получаем, давая ребёнку задание создать исследовательский проект по изучению каких - либо явлений искусства? Набрав информации из интернета и распечатав её на бумаге, он часто не в состоянии самостоятельно разобраться и осмыслить полученные факты. Если проект - исполнение музыки, то опять же только работа под руководством хорошего педагога приведёт к удачному результату. Что нового предложили создатели ФГОС учителю музыки?

Отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности? - вот вам наша постоянная на уроках музыки работа: исполнение песни - артикуляция, интонирование, развитие слуховой памяти, навыков правильной речи, совместной деятельности, развитие чувства ритма, чувства равновесия в звучании собственного голоса и голосов одноклассников, плюс здоровьесберегающий компонент - активизация дыхания, вокальная деятельность всегда считались лечебными для человека действиями.

Возможно, создатели "новых" технологий в детстве наслушались скучных лекций и решили во взрослом возрасте их совсем отменить. Зачем слушать лекции, если вся информация есть в интернете? Да пусть детки сами её добывают и приносят, им так интереснее. Вот только один вопрос: почему у духовенства до сих пор существует рукоположение? написали бы приказ о назначении, и дело с концом. Насколько информация, добытая в источниках, может быть осмыслена, осознана, понята ребёнком? Сколько нужно работы по разъяснению добытых фактов? Получается, огромное количество времени тратится на добычу, изложение учеником найденного по заданию учителя материала, а затем ещё не менее ,а может быть даже более, чем в обычной лекции учитель тратит времени на осмысление, осознание, понимание учащимися воспроизведённой информации.

А все эти описанные в многочисленных статьях новые приёмы и методы, они ведь не со ФГОСами появились, а были придуманы и применялись гораздо ранее; и теперь только кстати подсобраны в кучку, да опубликованы под видом новаторских.

Или не так?

 

Использованные источники:

1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543

2. Статья "Педагогический совет на тему "Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС". URL:http://school2rosl.edusite.ru/DswMedia/vyistuplenienapedsovete.docx

 

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru