Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Перспективы развития сферы образования на территории края, города, района

 

            Выпуск издания: № 1 (17)        

 Опубликовано: 17.01.2015

Автор: Эмекова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы КГБОУ "Бийский лицей – интернат Алтайского края"

 

Кто хотя бы раз не слышал фразу: "Наше образование – лучшее в мире"? Конечно же, в этой фразе есть существенная доля истины. Но не принимать во внимание критические замечания, касающиеся современного российского образования, все же нельзя. Ведь школа не просто учит – она прокладывает дорогу в жизнь, во многом формирует характер, учит быть на "ты" с окружающим миром, даже определяет будущую карьеру выпускников.

Развитие системы образования происходит в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Для семьи важна личностная, социальная и профессиональная успешность ребенка, для общества -  чтобы ребенок вырос свободным, но ответственным, понимал и соблюдал социальную справедливость, вел здоровый образ жизни. Что важно для государства? Способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося.

Все выше сказанное актуально и для нашего алтайского образования. Алтайский край один из первых быстро реагирует на все происходящие изменения в образовании. Успешность модернизации образования края зависит от многих факторов, от  комплекса мероприятий. Если говорить о  направлениях деятельности, среди основных – научно- и учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение образовательного процесса, управление качеством образования, внедрение и реализация современных технологий, формирование современного учительского корпуса, распространение передового педагогического опыта(создание стажировочных площадок).

В крае (городах, районах, селах) на сегодняшний день необходимо создавать единое образовательное пространство, чтобы отдельно не существовало общее образование, профессиональное и дошкольное. Сегодня необходимо стремиться к тому, чтобы была связь: детский сад — начальная школа - школа — (колледж) – вуз — работодатель. На мой взгляд, эта  правильная модель позволит ученикам подготовиться к своей будущей жизни, будущей профессии, подготовиться к поступлению, постичь те науки, которые помогут ему получить ту специальность, которая востребована в экономике региона. Первые шаги к такой модели образования в нашем городе и в регионе уже сделаны, разработана многоуровневая система профориентационного сопровождения молодежи – это и учреждения дополнительного образования, и профильное обучение в школах. При этом есть школы гуманитарные, есть школы с математическим, физико-техническим направлением, есть школы естественнонаучного профиля. Однако не стоит забывать о психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся с целью повышения эффективности этой работы в образовательных учреждениях Алтайского края. Кроме этого необходимо решение следующих задач, некоторые уже проработаны во ФГОСах нового поколения, а некоторые остаются без внимания:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;

- развитие коммуникативных качеств личности учащихся; совершенствование  регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся;

- создание в школе развивающей предметной среды;

- создание ситуации успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе;

- формирование первичной правовой грамотности обучающихся,  особенно  в  сфере отношений между государством и личностью – прав, свобод и обязанностей граждан России;

- для старшеклассников возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки;

- социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации через дистантное и индивидуальное или инклюзивное обучение;

- в сфере дополнительного образования создание внеклассных занятий по экономике, юриспруденции, национальному вопросу, которые проводились бы в игровой форме – с целью повышения интеллектуального уровня обучающихся, воспитания у них стремления к активному самообразованию, а также адаптации к жизни в современном обществе.

И это лишь часть необходимых изменений. Еще один немаловажный фактор - развитие образовательной инфраструктуры (кадровой, материально-технической и других условий) в соответствии с требованиями времени. Хотелось бы остановиться и подробнее рассмотреть такие вопросы как социальный статус учителя и приток в образование молодых профессиональных кадров. Сейчас в крае реализуются несколько указов президента, направленных на повышение социального статуса и зарплаты педагога. Также изменения коснулись и повышения квалификации педагогов – переход на персонифицированную систему, создание индивидуальных образовательных маршрутов. Помимо основных форм повышения квалификации возможны и новые: накопительная система на основе модульных программ, дистанционное обучение с использованием кейсовых технологий. На мой взгляд, кроме основных программ по привлечению молодых педагогов в школы, системы льгот сельским учителям, а также льготной ипотеки на строительство и приобретение жилья, необходимо: усилить пропаганду учительского труда, а также обеспечить высокими стандартами социальной защиты учителей, т.е. закрепить статус учителя в систему государственных льгот и гарантий. Необходимо ежегодно проводить профилактику профессионального выгорания с целью дальнейшей эффективной работы педагога.

Таким образом, какие бы изменения в образовании не происходили, они должны обеспечивать  успешную учебную и внеурочную деятельность обучающихся, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. А это возможно только благодаря совместным усилиям и единым взглядам школы, семьи, общественности и государства.

Что же требуется от нас, учителей? Осознание необходимости перемен. Творческий подход к работе. Стремление быть не только «на уровне», но и впереди. Взять из огромного багажа традиционной педагогики всё самое лучшее. Молодой задор. Так что, вперёд, к новым высотам!

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru