Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Исследование на тему: "Учебная мотивация школьников"

 

            Выпуск издания: № 1 (17)        

 Опубликовано: 17.01.2015

Авторы: Владимирова Мария Сергеевна, Михеева Анастасия Игоревна, студентки 2 курса НИУ "СГУ им Н.Г. Чернышевского" Факультет Иностранных Языков и Лингводидактики

 

В современном мире существуют некоторые проблемы обучения школьников. Учащиеся не имеют желания слушать учителя, готовить домашние задания, отвечать на уроках. Уроки проходят в простом, традиционном варианте и, к сожалению, у учащихся падает интерес к учебе. Поэтому нами был проведен опрос среди учеников 7 класса МАОУ «СОШ №45» города Саратова с целью выявить уровень мотивации учеников и определить особенности отношения детей к учебному процессу. Данную цель мы смогли достичь с помощью учеников именно в возрасте 9-14 лет, поскольку в этом возрасте учащиеся уже могут оценить ситуацию, а учитель еще способен мотивировать школьников.

Девятнадцати ученикам было предложено десять анонимных вопросов. По нашему мнению, ученики отвечали довольно честно, поскольку мы заметили их разнообразные мнения.

Задавая первый вопрос, мы хотели выявить отношение учеников к самой школе. По результатам опроса был сделан вывод, что, как и в любой школе, есть ученики, которые находят недостатки в своем учебном заведении. Но всё же, большинство учеников довольно атмосферой в школе.

Второй вопрос звучал следующим образом: "Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?" Большинство учеников ответило, что они с радостью пойдут в школу, а другая часть сказала, что лучше бы остались дома. В данной ситуации будет уместен афоризм персидского поэта-моралиста Саади: "Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».

Следующий вопрос был любопытным, потому что нам были интересны искренние ответы школьников. Мы спросили: "Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, но уроки не отменяются, ты пошел бы в школу или остался дома?". К нашему удивлению, более 70 % учеников ответило, что они все равно пойдут в школу. Также, для некоторых учеников ключевым словом в вопросе стало "не обязательно", поэтому они могли бы позволить себе остаться дома.

Задавая четвертый вопрос, мы решили узнать, нравится ли ребятам, когда у них в школе отменяют уроки. Большинство ребят ответило, что им это не нравится, однако были и те, которые ответили, что это зависит от их настроения и от предмета. Исходя из ответов на данный вопрос, можно сделать вывод, что в целом ребятам нравится присутствовать на уроках и получать знания, но есть такие предметы, на которых ученикам просто не интересно, и они хотят, чтобы их отменяли.

Пятый вопрос звучал следующим образом: Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашнее задание? Исходя из ответов на данный вопрос, можно увидеть, что 15 учеников из 19 хотели бы не делать задания дома. Это говорит о том, что учащиеся устают на уроках, и у большинства из них нет сил и желания трудиться еще и дома.

Шестой вопрос был таким: "Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?" Данный вопрос был задан с целью узнать важность урока в жизни каждого ученика. 65% ответило, что таких изменений они не хотели бы, и урок является важной частью в жизни, а остальные 35% всё-таки предпочли бы отказаться от уроков.

Ответы на седьмой вопрос "Как часто ты рассказываешь о школе родителям?" были очень любопытны для нас. Поскольку родители должны быть заинтересованы в школьной жизни их детей, а дети, в свою очередь, нуждаются в помощи, советах и общении с родителями. По результатам, почти все ученики делятся своими навыками, опытом, секретами из школы с родителями. Это говорит о том, что дети сильно раскрыты, общительны и не боятся делиться своими проблемами с родственниками. 

Восьмой вопрос был следующим: "Справедливые ли ты получаешь оценки?" Конечно, ученики никогда не бывают удовлетворены своими оценками, а самой главной ошибкой является то, что всю вину они перекладывают на учителя, доказывая, что он не справедлив по отношению к ним.

Задавая девятый вопрос, мы хотели узнать дружат ли ребята между собой в классе. Почти все ученики, ответили, что в классе у них очень много друзей, и они общаются между собой и вне классное время. Отсюда можно сделать вывод, что учитель помог создать ученикам очень дружную и тёплую атмосферу.

В конце нам важно было узнать, насколько хорошо дети относятся друг другу, ведь хорошие отношения - залог успеха во всем коллективе/классе. Вопрос был следующим: Тебе нравятся твои одноклассники? Просматривая ответы на данный вопрос, мы увидели, что все без исключения ответили, что им нравятся их одноклассники. И, сравнивая выводы этого вопроса с предыдущим, можно сказать, что конфликтов между учениками данного класса нет.

Проанализировав ответы всех учеников, мы пришли к выводу, что уровень мотивации в данном классе достаточно высокий. Отсюда следует вывод о том, что учителя могут сделать уроки интересными и в то же время постараться достичь поставленных целей урока.

Что касается отношений между учениками в классе, мы считаем, что именно учителя смогли сформировать такой дружный класс. Дети очень дисциплинированы и сплочены. Кроме того, между ними нет разногласий, споров и конфликтов.

Так же нам хотелось бы выделить несколько интересных афоризмов, которые ассоциируются с темой нашего исследования.

1) Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель"

(Лев Толстой)

2) Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
(Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег)

3) Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
(Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег)

В заключение хотелось бы отметить, что стремление ученика получать знания и хорошие оценки в большей степени зависит от поведения учителя. Поэтому нам, как будущим педагогам, было очень интересно почувствовать атмосферу настоящего урока и рассмотреть взаимоотношения между учителем и учениками.

Список литературы отсутствует, так как исследование проводилось самостоятельно, без использования источников.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru