Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Интернет в жизни современного ребёнка (подростка)

 

            Выпуск издания: № 1 (17)        

 Опубликовано: 17.01.2015

Автор: Жарова Елена Сергеевна, студентка 2 курса СГУ им. Чернышевского факультета иностранных языков и лингводидактики

 

Введение.

Двадцать первый век небеспричинно называют веком информационных технологий и информации, как таковой. Мы перешли на тот этап развития общества, когда наравне с природными ресурсами стали цениться знания и данные, а уровень современного оборудования позволяет обрабатывать эти данные и передавать их  десятками различных способов. Наши старшие коллеги наверняка помнят те времена, когда один из таких путей передачи, а именно – интернет, казался невиданной диковинкой, непонятным изобретением заокеанских учёных. А сегодня полюбуйтесь – редко встретишь человека, который бы так или иначе не был знаком со Всемирной Паутиной.

Огромная сеть, содержащая в себе внушительные объёмы информации, стала нам настолько привычна, что порой мы пользуемся ей автоматически, не замечая этого. Нужно заказать еду из ресторана? Нет проблем – оставил на сайте заявку, а через несколько минут тебе перезванивает оператор. Срочно хочешь узнать расписание движения автобусов на Москву? Несколько кликов мышкой – и вуаля, табличка расписания на твоём мониторе. Трудно не согласиться с тем, что интернет невероятно упрощает нам жизнь – но так ли всё гладко?

Несмотря на все свои несомненные достоинства, эта чудесная сеть имеет и немало недостатков. Стоит ли говорить о том, что невозможно отследить весь тот объём данных, передающихся по оптоволоконным кабелям из одной точки мира в другую, равно как и невозможно абсолютно защитить личные данные, пользуясь Всемирной Паутиной. Сетевым опасностям может подвергнуться абсолютно любой человек, хоть раз садившийся за компьютер и открывающий окошко браузера, а более всего восприимчивы, как нетрудно догадаться, именно дети и подростки. Тинэйджеры, не слишком опытные в силу возраста, с огромным интересом осваивают интернет, и не возможно ни разу не взглянуть с беспокойным интересом – а что же, собственно, делает в Сети ребёнок?

В своём исследовании я попыталась немного разобраться с тем, что так привлекает подростков возрастной группы 14-18 лет в интернете, чем они занимаются в Сети и  что они сами думают по поводу стремительно распространяющейся по всему миру так называемой интернет-аддикции (привыкания).

Опросники и данные по ним.

Для исследования респондентам было предложено несколько опросников, составленных мною:

Что привлекает меня в Интернете?

1) Огромное количество доступной информации

2) Сравнительно простой и быстрый поиск данных, большое количество всевозможных поисковых сервисов («поисковиков»)

3) Скорость распространения новостей

4) Общение с друзьями в режиме реального времени через мессенджеры

5) Сетевые хранилища данных (По типу GoogleDrive или файлообменников)

6) Многопользовательские-онлайн игры

7) Различные музыкальные и видеохостинги

8) Возможность скачивать «пиратские» версии программ, фильмов, музыки etc.

Как часто я пользуюсь Интернетом?

1) Не могу без него обходиться, практически 24 часа в сутки

2) Пару-тройку раз в течение дня

3) В течении недели, при необходимости

4) Могу месяцами обходиться без Интернета

Чем я, в основном, занимаюсь в Интернете?

1) Ищу необходимую информацию, готовлюсь к занятиям

2) Сижу в социальных сетях, общаюсь с друзьями

3) Я завсегдатай YouTub’а (или иного подобного хостинга), люблю смотреть видео / Смотрю много фильмов в Сети

4) Занимаюсь самообразованием / фрилансом

5) Часто просто без дела кликаю на первые попавшиеся странички, трачу свободное время

6) Играю в сетевые игры

7) Очень редко пользуюсь Интернетом

Считаю ли я себя интернет-зависимым?

1) Да, чувствую, что зависим, не волнуюсь по этому поводу

2) Да, чувствую, что зависим, пытаюсь что-то сделать

3) Скорее всего, нет, но есть вероятность стать зависимым

4) Нет, не ощущаю этого за собой  / Контролирую себя сам, или меня контролируют родители

В опросах приняли участие 65 человек (28 мальчиков, 37 девочек). На основании их ответов получилось выделить следующие результаты:

Что привлекает меня в Интернете?

 

1) Огромное количество доступной информации

 

14%

 

2) Сравнительно простой и быстрый поиск данных, большое количество всевозможных поисковых сервисов («поисковиков»)

15%

 

3) Скорость распространения новостей

5%

 

4) Общение с друзьями в режиме реального времени через мессенджеры и социальные сети

26%

 

5) Сетевые хранилища данных (По типу Google Drive или файлообменников)

5%

 

6) Многопользовательские-онлайн игры

8%

 

7) Различные музыкальные и видеохостинги

9%

 

8) Возможность скачивать «пиратские» версии программ, фильмов, музыки etc.

18%

 

 

 

 

Как часто я пользуюсь Интернетом?

1) Не могу без него обходиться, практически 24 часа в сутки

42%

2) Пару-тройку раз в течение дня

34%

3) В течении недели, при необходимости

23%

4) Могу месяцами обходиться без Интернета

2%

 

Чем я, в основном, занимаюсь в Интернете?

Ищу необходимую информацию, готовлюсь к занятиям

22%

Сижу в социальных сетях, общаюсь с друзьями

34%

Я завсегдатай YouTub’а (или иного подобного хостинга), люблю смотреть видео / Смотрю много фильмов в Сети

10%

Занимаюсь самообразованием / фрилансом

3%

Часто просто без дела кликаю на первые попавшиеся странички, трачу свободное время

13%

Играю в сетевые игры

15%

Очень редко пользуюсь Интернетом

 

1%

 

Считаете ли Вы себя интернет-зависимым?

Да, чувствую, что зависим, не волнуюсь по этому поводу

9%

Да, чувствую, что зависим, пытаюсь что-то сделать

9%

Скорее всего, нет, но есть вероятность стать зависимым

58%

Нет, не ощущаю этого за собой  / Контролирую себя сам, или меня контролируют родители

 

23%

 

Анализ полученных данных.

Рассматривая результаты, можно выделить следующие положения:

- наибольшую привлекательность в интернете для респондентов имеет возможность общения с друзьями при помощи специальных программ или социальных сетей;

- большое количество опрошенных проводит в интернете куда больше времени, чем следовало бы – хотя бы по причине сохранения  здоровья;

- Всемирная Паутина стала крупнейшим источником информации, заменяя собой поиск необходимых данных, к примеру, в библиотеке;

- очень многие люди признают, что, возможно, подвержены интернет-зависимости или могут стать зависимыми в будущем.

Начнём анализ с самого начала.

1) Для начала, следовало бы дать определение «мессенджера».  Мессенджеры являются системами обмена мгновенными сообщениями. Социальные же сети, по факту, являются расширенными версиями этих систем – в них становятся доступными многие функции вроде создания онлайн-фотоальбомов, музыкальных и видео плэйлистов. В России самыми популярными социальными сетями являются ВКонтакте и Одноклассники, а среди программ для обмена мгновенными сообщениями лидируют ICQ и Skype, хотя последний относится больше к службам IP-телефонии.

Популярность мессенджеров и социальных сетей легко объяснима. По мнению многих людей, онлайн-общение при помощи сообщений придаёт им уверенность в себе. Действительно, текст сообщения можно обдумать, стереть ненужное или исправить, чего не сделаешь в общении IRL (прим.: IRLinreallife – вживую). К тому же, пользование соц. сетями, в основном, бесплатное и доступно практически где угодно – достаточно включить компьютер или просто вынуть из кармана мобильный телефон.

Социальные сети объединяют людей из различных городов:  по признаку общих интересов, по возрастным группам, по политическим взглядам и т.д. Что не менее важно, любой участник этих сетей, по сути, становится человеком публичным, поскольку любая информация, опубликованная им, может быть просмотрена даже не то что сотней, а тысячей человек.

Особенно велика популярность социальных сетей среди современной молодежи, удовлетворяя их серьезную потребность в общении с другими индивидуумами. Именно социальные сети дают возможность совместить желания подрастающего поколения, а потому среди именно этой категории населения их популярность особенно велика. При этом для обеспечения комфортной работы в социальных сетях существует огромное количество вспомогательных сайтов, на которых каждый желающий может найти дополнительную информацию, программное обеспечение, статусы, а также кучу другой информации.

При этом однозначно нельзя назвать социальные сети явлением положительным или отрицательным. С одной стороны они помогают экономить время, общаться со многими людьми, которые могут находиться на очень больших расстояниях от нас, расширять свой кругозор и получать много интересной информации. С другой стороны, наша страна является одним из лидеров по времени, проведенному пользователями социальных сетей он-лайн. Зачастую завсегдатаями социальных сетей становятся те люди, которые пытаются заработать себе популярность здесь, не имея возможности реализовать себя в процессе общения с реальными людьми в социуме.

2) Следует так же обратить особое внимание не столько на то, что большое количество времени, проведённого в интернете – а, значит, и за компьютером/телефоном, – ведёт к снижению зрения, возникновению расстройств сна, увеличению риска заработать мигрень, но ещё и на такую проблему, как интернет-аддикция.

От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Некоторые признаки виртуальной зависимости:

·    Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.

·  Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

·  Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Психологические симптомы: 

·  хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 

·  невозможность остановиться; 

·  увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

·  пренебрежение семьей и друзьями; 

·  ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером; 

·   ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 

·  проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы: 

·синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

·  сухость в глазах; 

·  головные боли по типу мигрени; 

·  боли в спине; 

· нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 

· пренебрежение личной гигиеной; 

· расстройства сна, изменение режима сна.

По опросам, практически каждый из тех, кто выбирал в анкете «Как часто я пользуюсь Интернетом?» ответ «Не могу без него обходиться, практически 24 часа в сутки», имеют около трёх-четырёх симптомов из данного списка. Это уже является тревожным знаком и указывает на то, что тем, кто действительно проводит в Сети слишком много времени (более 2-3 часов в день), следует серьёзно задуматься о своём здоровье.

3) Достаточно давно начался процесс оцифровки (перевод объекта в цифровой вид, пригодный для записи на электронные носители) книг, газет и журналов. И, конечно же, огромное количество оцифрованной литературы попадает в сеть. Согласитесь, куда проще найти нужную тебе книгу в интернете – напечатал название и автора в строке поиска и получил десяток ссылок на цифровую копию издания. Практически бесплатный доступ к любой литературе менее, чем за минуту, становится предпочтительнее походов в библиотеки, возни с читательскими билетами и попыток найти необходимую книгу.

Практически исчезает, как явление, работа с энциклопедической литературой в читальных залах. Сейчас уже редко встретишь студента или школьника, пришедшего в библиотеку с тетрадью для конспектов. Размещение необходимой литературы в интернете так же имеет ряд плюсов и минусов, с точки зрения педагогики:

·не приходится перечитывать большое количество бесполезной информации: поиск по ключевым словам выдаёт статьи и выдержки из текстов исключительно по теме;

· сокращается время подготовки к занятиям;

·ухудшается качество докладов/рефератов, т. к. большое количество информации невнимательные студенты/ученики просто копируют, не утруждаясь вычитыванием;

· учащиеся отвыкают от креативного процесса подготовки к занятиям, привыкая вместо этого к бессмысленному использованию данных из Сети.

С точки зрения педагога, такие последствия пользования интернетом в качестве основного информационного ресурса, конечно, далеко не то, что хотелось бы получить результатом своего труда. Поэтому учащимся следует внушать мысль о необходимости тщательной проработки той информации, которую они находят, чтобы их деятельность имела смысл и была полезной.

4) Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости.

Уход в Интернет-среду является одним из способов  приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.

Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. Такой молодой человек больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций.

Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.

Определённо, хорошо то, что многие признают, что либо уже страдают, либо могут быть подвержены интернет-зависимости. Это является первым шагом к тому, чтобы от неё избавиться или снизить риск её возникновения.

Заключение.

В ходе работы над проблемой использования Интернета удалось подтвердить выводы психологов о том, что Интернет для подростка стал источником развлечения,  а не источником информации. Учащихся в основном , интересуют игры, общение в социальных сетях, развлекательного характера информация.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. А многие учащиеся проводят достаточно много времени за компьютером.

Очень серьёзной становится проблема интернет-зависимости, которая является хоть и не столь губительной, как алкогольная или наркотическая, но развивается в разы быстрее. По подсчётам учёных, достаточно полугода, чтобы ощутить себя, фактически, «привязанным» к состоянию «online». А опыт психологов, работающих с данной проблемой, указывает как раз на то, что больше всего подвержены возникновению данной зависимости именно подростки из опрошенной возрастной категории.

Из моего исследования хотелось бы вынести основную идею: несмотря на растущую популярность интернета и его несомненную полезность, пользование им следует ограничивать. Чрезмерная увлечённость пользованием Всемирной Паутиной оказывает губительное воздействие на здоровье подростков, которого следует избегать.

 

Список использованных ресурсов:

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/12/rol-interneta-v-zhizni-podrostkov

http://studyspace.ru/ekonomika/vliyanie-sotsialnyh-setej-na-shkolnikov-i-studentov.html

http://www.psypodderjka.ru/content/view/84/ - Как избавиться от компьютерной зависимости.

http://5fan.ru/wievjob.php?id=1812Интернет-зависимость: причины, последствия, рекомендации

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru