Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Досуг – фактор успешной социализации или риска формирования девиантного поведения у подростка?

 

            Выпуск издания: № 1 (17)        

  Опубликовано: 17.01.2015

Авторы: Зайцева Алена Андреевна, Сеземова Ольга Александровна, студентки второго курса НИУ СГУ им. Чернышевского, факультет иностранных языков и лингводидактики

 

Если попытаться обобщить все варианты определения понятия «социализация», то можно сказать, что социализация представляет собой процесс становления личности в определенных социальных условиях. Становление личности – один из важнейших вопросов в работе педагога.  Стать личностью для ребенка означает и усвоение социального опыта, и формирование ценностных ориентаций, определенной системы знаний, норм и образцов поведения. Нельзя найти подход к ученику, не учитывая его особенности, игнорируя возможные признаки отклонения в поведении.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.

Мы как будущие педагоги тоже решили исследовать этот вопрос, и пришли к выводу, что подростковый возраст – это время, когда реакция на разного рода жизненные ситуации может быть действительно непредсказуемой. В одних случаях реагирование приводит детей к «погружению» в сферу творчества, когда дети находят себя в науке, в музыке, в художестве, а в некоторых случаях реагирование негативно, отсюда и алкоголизм, бродяжничество и т.д.

Очень важно, чтобы в этой ситуации подростки не были проигнорированы школой, поскольку отсутствие систематической профилактической работы в школе восполняется некачественной информацией, которую подростки получают из других источников, выполняющих инициирующие и провоцирующие функции формирования установки на девиантное поведение. Здесь, на наш взгляд, следует говорить о способах проведения подростками досуга, и выяснить, что есть досуг – фактор успешной социализации или риска формирования девиантного поведения.

В работах А. Е. Тарас, В. Е. Смирнова, С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. А. Мотынги и Д. В. Колесова четко прослеживается мнение, что девиантное поведение - результат «социального научения» подростка. Почти все, к чему подросток может пристраститься, впервые происходит в компании друзей. Ребенок впервые пробует пиво, и его мотивирует любопытство и приспособление к своей возрастной группе. Этот опыт может не приносить отрицательного результата, либо же он не приносит желаемой эйфории, однако, ребенок получает признание в своей компании, что вынуждает его повторять этот опыт снова и снова.

Следовательно, основная причина девиантного поведения молодежи - неорганизованность ее досуга. Досуг молодых людей, на сегодняшний день, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум.

В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары,  дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр фильмов, прослушивание музыки). На просторах Интернета мы обнаружили одно занимательное социологическое исследование. Значительная часть свободного времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная доля молодых респондентов занимается в спортивных секциях (9,2%), чтением художественной литературы (3,1%), занятиями музыкой (1,2%), посещением театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием (0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% "убивают" свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос "Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?" ответы распределились следующим образом: не с кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%).

На наш взгляд, наличие огромного количества свободного времени вынуждает подростков организовывать свой досуг самостоятельно. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, школа в первую очередь должна задействовать подростков в социально-значимых мероприятиях, показать им на их собственном опыте, что быть нужным обществу – это интересно. Социальная же незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. "От нечего делать" сегодня совершается большинство посягательств (разбитие телефонных будок, газетных и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных и автобусных касс, магазинов, музыкальных салонов и т.п.); употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, "принадлежащие сами себе" и действующие только в рамках своего собственного интереса склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества.

В заключение, мы бы хотели еще раз отметить, что интенсивное общение - характерный элемент именно молодежного образа жизни, в молодежном возрасте общение со сверстниками самоценно, а компания подростка представляет для него целый мир, где подросток самореализовавается, адаптируется к обществу.

Досуговое общение вносит практически ничем не заменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, оказывает большое влияние на его развитие. Это эффективное средство всестороннего развития личности, следовательно, в этом случае досуг – фактор успешной социализации. Однако без должного внимания к еще формирующейся личности со стороны педагогов и семьи, досуг может стать причиной девиантного поведения.  В условиях, когда общение в компании становится единственным доступным способом времяпрепровождения и отсутствуют возможности хоть как-то организовать свой досуг, складываются условия для распространения антикультурных видов деятельности.

Таким образом, досуг можно рассматривать как в положительных, так и отрицательных проявлениях, но одно неоспоримо – досуг действительно играет огромную роль в становлении личности подростка.

 

Список использованных источников:

1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. - 1998.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru