Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Урок глазами учеников

 

   Выпуск издания: № 16        

 Опубликовано: 21.12.2014

Авторы: Баранова Елена Сергеевна, Сидорова Анна Юрьевна, Тимошенко Ангелина Александровна, студентки второго курса НИУ СГУ им. Чернышевского, факультета иностранных языков и лингводидактики НИУ СГУ им. Чернышевского

 

Если рассматривать сам урок, то мы часто задаем вопросы: Каким должен быть урок? От чего он завит?

Проводя опросы, чаще всего внимание обращается на мнение педагога, как организатора учебной деятельности. Но, почему-то замалчивается мнение учеников. Мы решили провести собственное исследование на эту, очень заинтересовавшую нас тему. Наиболее важным в этом исследовании для нас было выявить проблемы в образовательным процессе. Поэтому нас интересовало психологическое состояние учеников на уроке, их  заинтересованность в учебной деятельности. Мы хотели выяснить каким же должен быть урок, по мнению ученика.

В стенах конкретной  школы среди учеников, мы постарались  провести опрос среди  учащихся по этому вопросу. Каждый из вопросов предлагал скорректировать ответ самому.

Итак, ученикам было предложено ответить на десять вопросов:

Анкета

1) Какой твой любимый предмет? Почему?

2) Что может поднять тебе настроение на уроке?

3) Что может расстроить тебя на уроке?­­­­­­­­­­­

4) Опиши своего любимого учителя!

5) Как, по-твоему, должен начинаться урок?

6) Нравятся ли тебе классы, в которых проходят занятия? Если нет, то почему и что ты хотел бы изменить?

7) Что делает урок интересным?

8) Что делает урок скучным?

9) Что отвлекает твое внимание на уроке?

10) Как ты реагируешь на критику со стороны учителя? / Какие чувства ты испытываешь, когда учитель хвалит тебя?

Все ответы учеников были проанализированы.

Анализ ответов учеников

1) Какой твой любимый предмет? Почему?

Учениками были выбраны предметы, которые им нравятся. В объяснении причин указаны были  чаще всего изучение нового или свой интерес к этому предмету. Например:
- математика, потому что нравится решать задачи

- информатика, потому что люблю работать с компьютером

- страноведение, потому что я открываю для себя обычаи и традиции других народов

- биология, потому что нравится изучать строение животных и растений
- история, потому что узнаем, как жили наши предки 

2) Что может поднять тебе настроение на уроке?

Были даны следующие ответы:

- Хорошая оценка – 8 учеников (54%)

- Смех, смешная шутка – 5 учеников (33%)

- Интересное задание – 2 ученика (13%)

3) Что может расстроить тебя на уроке?

Были даны следующие ответы:

- Плохая оценка – 7 (40%)

- Контрольная работа – 3 (20%)

 - Ничего не может расстроить – 3 (20%)

- Замечание учителя – 2 (13%)

 - Тяжелая тема – 1 (7%)

4) Опиши своего любимого учителя!

Выяснилось, что для учеников важно, чтобы учитель был (такие черты характера преподавателя как): веселый, добрый, справедливый, приветливый, честный, с чувством юмора, всегда готовый помочь, хорошо умеющий объяснить. Отмечали также активную работу учителя и учеников на уроке

5)Как, по-твоему, должен начинаться урок?

Были даны следующие ответы:

- с проверки домашнего задания – 5 (33%)

- с повторения темы – 4 (27%)

- с приветствия учителя – 2 (13%)

- затрудняюсь ответить – 2(13%)

- с шутки, чтобы поднять настроение – 1 (7%)

- тихо и спокойно -1 (7%)

6) Нравятся ли тебе классы, в которых проходят занятия?

   да – 15 (100%)

7) Что  делает урок интересным?

головоломки, опыты, тесты – 4 (33,3%)

изучение новых тем – 7 (46%)

рассказы учителей – 3 (20%)

8) Что делает урок скучным?

чрезмерно длительное прохождение одной и той же темы – 8 (53%)

трудный материал – 2 (13,3%)

плохое настроение учителя – 1 (6%)

не считаю скучным, неинтересным ни один урок – 4 (26%)

9) Что отвлекает твое внимание на уроке?

сам (а) отвлекаюсь (на вид за окном, собственные мысли) – 4 (26%)

друзья и недисциплинированные одноклассники – 8 (53,3%)

посторонние шумы (например, из коридора) – 3 (20%)

10) Как ты реагируешь на критику со стороны учителя?

безразлично – 2 (13,3%)

стараюсь исправить ошибки – 6 (40%)

огорчаюсь/расстраиваюсь/обижаюсь 3 (20%)

считаю, что критика необходима 4 (26%)

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ответы  на вопросы самые разнообразные. Ответы на вопрос о любимом предмете говорят о том, что у  детей различные интересы. Больше половины опрошенных школьников придают оценке большое  значение: радуются хорошей и огорчаются из-за плохой. Проверка домашнего задания  и повторение темы  помогают втянуться в рабочую атмосферу. Также мы задались вопросом, как школьники воспринимают помещения, в которых проходят занятия. Всем опрошенным ученикам нравятся в помещения, где они занимаются. Некоторые отметили хорошую атмосферу, освещенность, оборудованность классов. Ответы на вопрос, что делает урок интересным, оказались самыми разнообразными. Кто-то любит решать головоломки и ставить опыты, кто-то с интересом изучает новые темы. Наше внимание привлекли такие мнения учеников, что интересно слушать рассказы учителей. Причиной может являться то, что в тот момент, когда учитель и ученики могут поговорить на отвлеченные темы, они чувствуют себя непринужденно, что создает доброжелательную атмосферу. Скучным же делает урок, по мнению учеников, чрезмерно длительное прохождение одной и той же темы, трудный материал, плохое настроение учителя. Лишь немногие отмечают, что не считают скучным, неинтересным ни один урок. Мешают сосредоточиться детям чаще всего собственная невнимательность и слабая способность концентрировать внимание, друзья и недисциплинированные одноклассники, и посторонние шумы, например, из коридора. Также большинство детей адекватно воспринимают критику учителя, воспринимая её как помощь или призыв к совершенствованию своих умений, знаний. Лишь не многие игнорируют и не замечают критику учителя, огораживая себя от переживаний.

Данное исследование написано без использования источников, так как проводилось лично, поэтому список литературы отсутствует.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru