Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психологический климат на уроке

 

   Выпуск издания: № 16        

 Опубликовано: 21.12.2014

Авторы: Купцова Ирина Александровна, Циммерман Евгения Ивановна, Никитенко Ирина Владимировна, студентки второго курса НИУ СГУ им. Чернышевского, факультет иностранных языков и лингводидактики

 

Традиционно цель образования - это формирование у обучаемого знаний, умений и навыков, приобщение человека к культуре, подготовка его к труду и развитие способностей.

В традиционной школе, безусловно все эти критерии учитывались, но для современной этого недостаточно. Современный учитель должен не только передавать собственный опыт и закладывать знания, умения и навыки, но также учитывать личность самого учащегося, его индивидуальные особенности. Очень важен благоприятный психологический климат в классе.

Заинтересовавшись этим вопросом, мы решили провести исследование на тему «Психологический климат на уроке».

Были опрошены ученики 5-ых и 8-ых классов МОУ «СОШ р.п. Соколовый» Саратовского района.

Ученикам были предложены следующие вопросы:

1. Есть ли урок, который ты не хотел бы посещать?

2. Чувствуешь ли ты дискомфорт на уроке?

3. Хотел ли бы ты что-нибудь изменить в уроке? Если да, то что?

4. Считаешь ли ты урок опасным для своего здоровья? (кроме физкультуры)

5. Чувствуешь ли ты давление со стороны учителя?

6. Ощущаешь ли ты пользу от урока?

7. Нравится ли тебе, как организован урок?

На основе ответов учеников мы можем сделать вывод, что у большей половины опрошенных существует урок, который бы она не хотела бы посещать. При этом лишь половина испытывает дискомфорт.

«Среда, обстановка и атмосфера урока должны благоприятствовать обучению и учению. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д.

Обучение, воспитывающее любовь к познанию, к труду, мышлению, творчеству, самостоятельности, к учебному предмету, науке и учителю — а в современной нашей школе допустимо только такое обучение — возможно лишь в атмосфере мажорного, полного радостями открытия труда учителя и учащихся. Как создают передовые учителя такую атмосферу? Прежде всего, влиянием на учащихся своей личности — личности учителя, влюбленного в науку, в свою работу, в детей. На ребят завораживающе действует пример личности людей, много знающих, разносторонних, глубоких и волевых»,- пишет Б. М. Бим-Бад в своей статье «Психологическая атмосфера урока».

Конечно, психологическая атмосфера на уроке очень важна, и ее создает учитель.

Наше исследование показало, что ровно половина опрошенных довольна организацией урока, и она ничего не хотела бы менять. Но вторая половина желала внести некоторые изменения.

Учениками 5-ого класса были предложены следующие изменения:

· вознаграждение за ответы

· изменить длительность урока

· уменьшить нагрузку

· увеличить паузы на уроке

· уменьшить количество домашних заданий

· изменить/давать другой материал

Учениками 8-ого класса были предложены следующие изменения:

·самостоятельный выбор учебных предметов

·изменить продолжительность урока

·уменьшить количество домашних заданий

· отменить сложности на уроке

Современному преподавателю необходимо учитывать психологические и возрастные особенности своих учеников. На начальном этапе обучения нужно часто менять виды учебной деятельности. На начальном этапе учатся «играя». При этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции и повышается самооценка, а следовательно, формируется мотивация для последующего обучения.

Можно сказать, все ученики не считают урок опасным для здоровья, и это является положительным показателем. Однако, стоит отметить, что некоторые ученики чувствуют давление со стороны учителя. И над этим результатом стоит задуматься, что именно учеников не устраивает в отношении преподавателя к ним.

Радует, что абсолютно все опрошенные чувствуют пользу от урока, они заинтересованы в получении новых знаний, в расширении кругозора. Все ученики испытывают положительные эмоции на уроке.

«Учитель — зеркало психологических, умственных, нравственных сдвигов в поведении ученика и потому он учитель», - пишет Б. М. Бим-Бад.

С этим высказыванием трудно не согласиться. Учитель задает определенную атмосферу в классе. Очень важно не обделить ребенка вниманием. Ни один ответ ученика нельзя оставлять без какого-либо оценочного суждения. Важная часть хорошего урока — это постоянная объективная оценка работы детей учителем.

Примером этому могут служить такие простые фразы как: «Молодец», «Правильно», «Здорово», «Подумай, в каком месте ты сделал ошибку», «Какой интересный материал ты нашел» и прочие.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что ученики считают психологический климат на уроке благоприятным. Не  смотря на то, что существуют минимальные неудовлетворения, в общем и целом урок оказывает положительное влияние на учеников, мотивирует их на продолжение учебы на протяжении всей жизни, расширяет кругозор, заинтересовывает, дает необходимые знания и опыт, предлагает формирование учащимися способности к систематическому перебору вариантов и адекватного принятия решения в ситуациях выбора, предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума.

Для успешного решения педагогических задач учителю необходимо создать на уроке благоприятный психологический комфорт. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативной компетенции.

 

Электронные ресурсы

Бим-Бад Б.М. Психологическая атмосфера урока [Электронный ресурс] // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=522 (дата обращения: 16.12.2014).

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru