Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проблемы обучения глазами учеников

 

   Выпуск издания: № 16        

 Опубликовано: 21.12.2014

Авторы: Атнякина А.С. и Филатова Е.В., студентки 2 курса НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, факультета Иностранных Языков и Лингводидактики

 

На сегодняшний день ученые выделяют большое количество проблем, связанных с современным процессом обучения школьников. Среди них такие, как: неподобающее отношение педагога к своему предмету и ученикам, незаинтересованность детей в процессе обучения, а также прохладные, а порой и враждебные, отношения между педагогом и его подопечными.

Мы, как будущие педагоги, не смогли пройти мимо этого вопроса и в его рамках провели несколько исследований, позволивших нам взглянуть на процесс обучения глазами школьников. В результате нескольких опросов, пройденных учащимися девятого класса, нам удалось выявить зависимость желания школьников учиться от отношения к ним преподавателя.

В первой предложенной нами анонимной анкете было несколько вопросов, среди них были те, по ответам на которые прослеживалась причинно-следственная связь между желанием детей посещать предмет и настроением, с которым на него приходит учитель. Проанализировав результаты анкетирования, мы решили углубиться в исследование и задать ребятам еще несколько вопросов:

· Часто ли вы испытываете страх перед уроком?

· Какого этапа урока вы боитесь больше всего?

· Бывает ли такое, что вы не хотите идти на урок из-за преподавателя?

· Бывает ли, что на урок вы идете с хорошим настроением, а уходите оттуда с плохим?

· Бывает ли, что учитель давит на вас, унижает или ущемляет каким-либо образом?

· Есть ли среди учителей те, кто выставляет оценки несправедливо?

· Бывает ли, что в оценке отражаются не столько ваши знания, сколько отношение учителя к вам (как в положительную, так и в отрицательную сторону)?

 Около половины опрошенных школьников признались в том, что испытывают дискомфорт перед занятиями, особенно перед проверкой домашнего задания. Были и те, кто ответил, что не желает присутствовать на некоторых уроках из-за учителя. У этих же школьников в ходе таких уроков настроение меняется в худшую сторону. Немногие пожаловались, что преподаватели оказывают на них психологическое давление. Еще один не маловажный факт состоит в том, что школьники считают, что оценки учителей не всегда справедливы и отражают не только знания ученика, но и личные соображения учителя.

 Итак, исходя из ответов школьников, мы выделили следующие проблемы:

· В оценке преподаватель отражает не только знания ученика, но и свое личное к нему отношение (как положительное, так и отрицательное).

· Преподаватель, порой того не желая, оказывает давление на учеников.

· Нелюбовь ученика к предмету бывает связана с преподавателем, который этот предмет ведет.

Нетактичное поведение преподавателя может быть вызвано поведением самого ученика в таких ситуациях как: общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме; нетактичное поведение школьника; невыполнение заданий учителя; опоздание на занятия; непосещение занятий; низкая дисциплина на занятии; списывание во время контрольной работы; попытка сдать чужую работу; проявление нетерпимости к различию во взглядах, жизненных позициях. Учитель - тоже человек, но ему не стоит забывать о том, что он обязан вести себя педагогично, а не отвечать агрессией на агрессию. Если педагог хочет показать, что ученик был не прав, ему стоит найти верный подход к ребенку и донести свои мысли индивидуально. Нельзя допускать, чтобы дисциплинарные наказания сказывались на оценках или психическом здоровье ребенка.

Действительно, современный подход к образованию требует персонального подхода к каждому учащемуся. Соответственно, беседа один на один, а не порицание ребенка на глазах у всего класса, будет являться наилучшим средством решения возникшего конфликта.

Как было сказано ранее, школьники считают, что получают оценки не за свои знания, а за то, пришлись ли они по душе учителю или нет. Во избежание подобных ситуаций, мы предлагаем вниманию будущих педагогов памятку правил оценочной безопасности:

1) Оценивание учеников следует начинать с оценивания себя. Могу ли я адекватно оценить способности учеников и выставить оценки, которые они заслуживают?

2) Не скупитесь на похвалу!

3) Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними успехами, а не с успехами других детей.

4) Хвалить нужно исполнителя, а критиковать исполнение.

Если вы считаете, что поставили ученику справедливую оценку, а он с ней не согласен, то не стоит развивать из этого конфликт. Предложите ученику продемонстрировать свои знания еще раз, если он считает, что заслуживает оценку выше. Если он покажет результат лучше чем предыдущий, то пойдите ему навстречу и поставьте оценку, за которую он боролся. Или же, предложите ребенку самостоятельно оценить его знания, умения и навыки путем осуществления приемов рефлексии («лестница успеха»).

В заключении, нам хотелось бы еще раз отметить то, насколько важно умение педагога быть компетентным, объективным, владеть приемами общения и правильно применять это на практике.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru