Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как издать школьную газету?

 

   Выпуск издания: № 16        

 Опубликовано: 21.12.2014

Автор: Митрофанов Валерий Константинович, учитель истории Новокемской основной  общеобразовательной  школы, Вашкинский район, Вологодская область

 

Если вы надумали выпускать свою школьную газету, то, как опытный «повар», сначала должны определиться с тем, что вы будете готовить: лёгкий, сладкий десерт, проверенные веками щи, а может, замахнётесь и на что-то очень экзотическое.

Газеты бывают разные - серьёзные, умные, весёлые. Перед тем, как начать выпуск газеты, необходимо определиться с содержанием: или это будет просто фотогазета с минимумом текста, или, например, литературный альманах.

Выпуск газеты - творческая работа, она не может быть втиснута в определённые рамки, пусть даже ваши самими придуманные. Обязательно в начале нужно определить цели газеты. Что она должна давать ученикам, учителям, родителям? Находчивый читатель сразу ответит на этот вопрос, ухватившись за  педагогическую составляющую этого вопроса: «Конечно,  газета нужна для воспитания подрастающего поколения, вот через газету и будем  проводить свои идеи, пусть читают! А ещё  газета в школе нужна для  того  чтобы сплотить учительский и ученический коллективы, ведь цель у них будет одна. Да и какая! Своя газета! Это же здорово!». Не торопись, читатель. Если бы всё было так просто, то каждая школа бы выпускала свою газету.

Возможно, ваша газета, окрепнув, и станет визитной карточкой вашего  учебного заведения, но  поначалу вас ждёт очень много неприятностей и неясностей. Мне повезло, я в своё время два года отработал в районной газете, где мог изнутри наблюдать «газетную кухню». Но у вас в школе не редакция. Это в редакции люди, работая корреспондентами, получают за свою работу зарплату. Для вас и для ваших коллег это будет дополнительная нагрузка, и если вам и будут что-то доплачивать за ваши труды праведные, то это, конечно, не будет покрывать ваши затраты - на издание газеты требуется много  времени и  сил! И  в основном  это будут ваши силы и ваше свободное время. В нормальной редакции все должности распределены, как и обязанности: редактор, корректор, корреспондент, наборщик текста. Тот, кто рискнёт выпускать газету, должен быть един во многих лицах. Кроме этого, газету нужно будет ещё печатать. Потому, нужно решить, где и как вы будете её распечатывать. У нас в школе была ситуация, когда все принтеры просто сломались. Да и насчёт бумаги нужно  побеспокоиться, ведь у вас у газеты будет определённый тираж. А самое важное - вашу газету должны читать! И она должна быть интересной!

И у нас в школе на протяжении многих лет делались неоднократные попытки возродить  стенную печать. На этом трудном пути были и яркие страницы, ещё в 70-е годы XX века  выпускали по несколько экземпляров стенной газеты, использовали тогда пишущую машинку  и копировальную бумагу. Я уверен, что для осуществления идеи нужен человек, который поведёт всех, возьмёт на себя большую часть работы и всю ответственность за выпуск газеты. Так сложилось, что у нас в школе редактором газеты стал я. Теперь, оглядываясь в прошлое, я могу объяснить свою тягу к изданию газеты. Всё банально - в годы моего ученичества у нас в школе, да и  во всех  школах  огромной  страны каждый вторник проводились политинформации. У нас это дело было поставлено серьёзно, и учитель истории Н.И. Любимова просила готовить политинформации по материалам из газет. Я вспоминаю добрым словом своего учителя, которая приучила нас читать газеты. За хороший  рассказ о  политической жизни в мире мы могли получить пятёрку  по истории.

Эта привычка читать газеты, а иногда и вырезать понравившийся материал, и стала первым  порывом к выпуску своей газеты. «Вот было бы хорошо выпускать свою газету, про свою школу, про свой посёлок!» - мечтал я, ещё будучи учеником. И недолго думая, на страницы ученической тетради вклеил статьи из разных изданий - это и была моя первая газета. Показал я её своим домашним, всем понравилось, и я начал выпускать такой «Дайджест» каждый день, но на 20 номере вдруг встретился с проблемой сбора материала. Писать про посёлок было нечего,  и я прекратил выпуск своей  домашней газеты.

В города компьютеры пришли раньше, к нам в глубинку они добирались долго и не сразу стали доступны для учителей. В 2005 году мне всё же удалось  купить компьютер и принтер. Первым моим творением, созданным на современной технике, стала газета. Я просто вспомнил своё детство и попытался издать домашнюю газету. И у меня это легко получилось. Я написал  с десяток разных  заметок о своих детях и их занятиях. О погоде, о своей жизни. Весь текст разбил на столбики. Вставил картинки (цифрового фотоаппарата  у нас тогда не было, и мы даже не знали, что это такое). Проверил ошибки, кое-что отредактировал и нажал на кнопку «печать». Через несколько секунд в руках я держал свою газету. Мечта сбылась! Я был безмерно рад,  но понимал, что это ещё не та газета, которую  бы мне хотелось издавать. Приближался Международный день 8 марта и я, спросив разрешения  у директора школы  Галины Борисовны Кирилловой, отважился оформить сочинения учеников нашей школы о мамах в школьную газету. Руководство школы дало согласие, и первый номер нашей школьной газеты вышел 7 марта 2006 года. С названием газеты долго не мудрили – «Большая перемена» понравилось всем. У каждой солидной  газеты есть свой лозунг, мы лозунгом поставили строчки из стихотворения поэта-земляка Николая Петровича Кириллова: «Удача приходит к весёлым!». Это не означало, что мы планировали выпускать юмористическое издание, наоборот, хотелось газету сделать серьёзной. Но вскоре стал ощущаться информационный голод. Хотя мы и работали над газетой  вместе с руководством школы, хороших статей про школьную жизнь не было. Одно дело – заниматься интересным делом для себя, и совершенно другое - пытаться «подбить» на это дело других. Вначале мы пошли неправильным путём - пытались заставлять классных руководителей и учителей-предметников писать статьи, используя административный ресурс. Давили на педагогических советах: «Пишите в газету, коллеги!». Некоторые восприняли это в штыки. Понять их можно, это лишняя работа. Раз учителя стали тормозить выпуск газеты, обратились к детям, но и дети без восторга восприняли известие об обязанности писать  статьи  в газету. Ведь инициатива издания газеты исходила от учителей.

Наша газета была заявлена как еженедельная, и время диктовало свои условия: «Или выпускаем газету, или закрываем!». Кто-то из учителей предлагал издавать один номер газеты в месяц или даже в четверть. И тут мне, как учителю истории вдруг  пришёл ответ на тот самый мною поставленный вопрос: «А зачем нужно издавать газету? Каков смысл всей этой работы?». Ведь не может же он сводиться только к навязыванию  новых обязанностей ученикам и учителям? И поэтому было решено превратить газету в летопись событий школы. В газете помещается материал о классных часах, соревнованиях, конкурсах. Использовать можно и уже написанный детьми и учителями материал. Пишут ученики сочинения на уроках литературы - пожалуйста, дайте их в газету. Постепенно дети и учителя привыкли к газете. Часть тиража мы разносили бесплатно по организациям посёлка. Поэтому и местные жители тоже знали о газете. К нам обратились с просьбой поместить материал о юбилее детского сада. Решили собирать новости, материалы об истории посёлка и судьбах односельчан. А перед Днем Победы созрел новый план - решили 9 мая вручить по праздничному номеру газеты ветеранам войны и труда. Так рождались традиции. Уже шесть лет мы издаём праздничный номер газеты, полностью посвящённый нашим землякам.  Золотое правило нашей  газеты – писать только о земляках, давать в газету только местный материал.

Через некоторое время стало понятно, почему некоторые учителя не пишут в газету. А оказывается учителя, как и все нормальные люди, бояться критики. Ведь любая статья,  напечатанная в газете, придирчиво  прочитывается  и перечитывается  коллегами. А коллеги - это строгие судьи! Если кто-то услышал однажды замечание в свой адрес, то может больше ничего не написать. Нерешительность, ложное стеснение нужно преодолевать, а сделать это можно только одним способом -  писать  больше, писать чаще, писать лучше! Я  сам  прошёл такую «большую стирку». Большую помощь  мне тогда оказывала учитель русского языка и литературы Екатерина Алфеевна Конанова, а в дальнейшем Екатерина Васильевна Буракова и Елена Гелиосовна Пушкина. Иногда от моих статей не оставалось ничего. Приходилось переписывать заново. Но постепенно статьи стали понятнее, грамотнее. Спасибо за это коллегам – учителям русского языка  и литературы. А впоследствии я рискнул  опубликовать и свои рассказы  и  стихи.

Есть  учителя,  с радостью откликающиеся  на предложение давать материалы по мероприятиям, соревнованиями. Александр Викторович Пушкин, учитель физкультуры,  любит  рассказать на страницах газеты о  районных  соревнованиях, в которых принимают участие наши школьники. Помещает в газете свои статьи и обращения директор школы Елена Анатольевна Алёшичева.

Газета помогает раскрыть свой творческий потенциал не только учителям, но и детям. Школьная газета не может  издаваться без  отклика  и мнения детей. Они  тоже читатели и  творцы  газеты. Самое приятное, что ученики  предлагают свои  стихи  и  сказки. Ну, а самый простой метод создания статьи о школьном мероприятии - попросить ученика высказать своё мнение,  и всё, что он скажет, записать, отредактировать. На это нужно не так уж много времени. Кому-то  из учеников можно дать задание написать самостоятельно статью или сочинение. В каждом классе есть  ученики, умеющие  интересно рассказывать о событии. Но, увы, обычно  ученики  хорошие рассказчики, но не очень хорошие писатели.

Наши учителя начальных классов Мария Вениаминовна Мальцева, Юлия Валерьевна Коновалова, Алла Васильевна Рязанова вместе с детьми создают материалы о школьных буднях и праздниках. Дети могут  красиво рассказать о событии, но, увидев бумагу, не знают, как на ней выразить свои мысли. Тут на помощь и должны прийти учителя.  Нужно ли редактировать  статьи, написанные  юным  автором? Это ещё одна возможность поговорить с учеником о русском языке и литературе.  Я думаю, что  нужно, но исправив  написанное учеником, нужно ему объяснить,  почему так сделано.

Дети должны принимать участие в издании газеты, но лучше привлекать их к работе исподволь, не накладывая на учеников определённые  обязанности. Дети могут предоставить свои фотографии для газеты. В начальных классах малыши почти не стесняются фотографироваться,  а старшие ученики иногда наотрез отказываются сниматься для газеты, это тоже нужно учитывать. Можно попросить у школьников те фотографии, которые нравятся им самим. Лучше фотографировать учащихся за каким-либо занятием, не заставляя  детей позировать. Тогда снимки получаются более живыми, и дети на них будут выглядеть более раскованными.

Благодаря газете, мы осуществили ряд школьных проектов. Первый - это «Электронная Книга памяти», дар  ветеранам, нашим землякам,  на 65-летнюю годовщину Победы. Заранее договорились с учителями, что они начнут сбор данных о ветеранах труда и войны нашего посёлка. Часть материала у нас имелась в школьном музее. Было решено весь собранный материал опубликовать на страницах газеты. В течение учебного года материал был собран, прошёл через газету и был помещён на одном из сайтов  в Интернете. В этом нам помогла бывшая ученица нашей школы, а теперь учитель информатики одной из школ города Кингисепа Галина Вячеславовна Сванидзе.

Кроме того, в газете публикуются научные  работы учащихся, с которыми они выступают на районных, областных и всероссийских  конкурсах. У нас в школе ещё сохраняется традиция проводить  тематические  недели, например, «Неделю здоровья» или «Неделю птиц». Все эти мероприятия находят отклик в газете.

Даже политическая жизнь в посёлке отражается на страницах  нашей газеты.  Предположим, приехал  глава администрации района  в школу – об этом будут знать все! Газета расскажет, что  он обещал и к чему призывал. Не обошла наша газета и тему выборов. Но мне кажется, что школьная газета должна стоять  вне политики. У учителей разные политические предпочтения, и каждый  из  них имеет  на это право. А публикация  в газете материала против какой либо  политической  партии может привести к расколу в педагогическом коллективе. 

В любом случае газета не должна быть «яблоком раздора» ни для педагогов, ни для учеников и родителей. В газете мы не пишем о неудачах наших учеников, не ругаем их, не стыдим, а пытаемся отобразить их лучшие черты, их таланты и дарования. И потому ученики с радостью  рассматривают новый номер, который рассказывает ещё об одной прожитой школьной  неделе! Издание  газеты помогает  в  работе над школьным сайтом - всегда есть уже готовый материал. Данные из школьной газеты могут быть  использованы  при составлении  портфолио  для учителей и учащихся. Электронная версия газеты хранится на школьном компьютере. Через газету можно поздравить  ветеранов педагогического  труда  с днём рождения, а  всех  жителей посёлка с праздниками. Газета как зеркало отражает всю  жизнь школы. Сейчас, благодаря газете, осуществляется ещё один совместный  проект - «Подготовка к 50-летнему юбилею Новокемской школы». Идея состоит в том, чтобы собрать весь  материал об учителях  школы, о деятельности школы и её учениках и выпускниках, пропущенный через газету, и к юбилею школы в августе 2012 года издать его в книжном варианте.

Теперь о технической стороне вопроса. Газета издаётся на четырёх страницах формата бумаги А-4, то есть на двух листах с двухсторонней печатью. Размер шрифта 10, Times  NewRoman. Шрифт можно менять по вашему усмотрению. Обычно текст на странице разбивается на две колонки, вставляются фотографии. Неплохо было бы верстать газету с помощью специальной программы, но такой у нас нет. Я пытался скачать с Интернета, но так и не смог этого сделать. Набор текста производится в основном  на домашнем компьютере, эта работа не трудная. Труднее придумать оформление, поработать над содержанием материала, отобрать интересные факты, написать стихотворение на злободневную тему. Газету мы распечатываем в школе на чёрно-белом принтере, в исключительных случаях выпускаем цветной номер. Для нас печатать  цветные номера очень дорого и неудобно, потому что краску мы можем купить только в райцентре или в областном центре, а это далеко от нашего посёлка. Тираж газеты 10 экземпляров. Два номера для школы: один идет в архив, другой вывешивается вместо стенгазеты. Остальные номера разносим по организациям и учреждениям нашего посёлка: библиотека, Дом культуры, администрация поселения, детский сад, Кемский рейд. Газета  распространяется бесплатно.

Наша газета «Большая перемена» победила в областном конкурсе «Больше журналов хороших и разных» в 2010 году, но это не означает, что можно почивать на лаврах!

Проблемой для нашей газеты является  её полиграфическое исполнение, обычные принтеры печатают не очень качественно. Хотелось бы видеть в дальнейшем газету цветной. Мне хочется поблагодарить всех учителей и учеников нашей школы за сотрудничество  по изданию газеты. Пока живёт школа, будет жить и школьная газета, отражающая все важные события школьной страны. А всем желающим заняться этим интересным делом пожелаю терпения и творческого подхода.

Валерий Митрофанов, учитель истории, обществознания, экономики Новокемской средней школы Вашкинского района Вологодской области

Увидеть  выпуски школьной газеты Новокемской средней школы Вологодской области можно, пройдя по этой ссылке: https://sites.google.com/site/novokemskaaskola/faqs

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru