Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

"Урок глазами учеников" студенток второго курса НИУ СГУ, факультета иностранных языков и лингводидактики Коравко Дарьи и Саргатян Эдиты

 

   Выпуск издания: № 15        

 Опубликовано: 14.12.2014

Автор: Коравко Дарья Сергеевна, Саргатян Эдита Николовна, студентки второго курса НИУ СГУ, факультета иностранных языков и лингводидактики 

 

Рассматривая современный урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, мы часто задаем себе вопросы: Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок,  должен быть в действительности? И какой урок собственно, нужен сегодняшним школьникам?

Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

 В стенах нашей школы мы попытались провести аналитический опрос учащихся по данному вопросу.

Итак, было предложено ответить на двенадцать вопросов:

1.Нравится ли тебе школа, в которой ты учишься? Почему ты ответил так?

2. На какие уроки ты идешь с удовольствием?  Почему

3. На какие уроки тебе идти не хочется? Укажи подробно причину.

 4. Любишь ли ты читать?

5. Какую последнюю книгу прочитал (не считая чтения в рамках школьной программы)?

 6. Что тебе нравится на уроках больше всего

7. Нравится ли тебе отвечать на вопросы учителя (у доски или с места)?

8. Часто ли тебя спрашивают? Иногда. 2. Каждый день

9. Всегда ли тебе справедливо ставят оценки?

10. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, как бы ты использовал свободное время (обведи свой ответ):

• все равно пошел бы в школу;

• устроился бы на работу;

• занимался бы дома;

• развлекался.

11. Твои замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы:

12. Если бы ты стал директором школы, что бы ты изменил в образовательном процессе?

Из ответов учеников мы узнали, что большинству школьников нравится посещать школу, в основном их все устраивает,  и нет желания что-то кардинально изменить. Большей части учащихся, которых мы опросили, нравится узнавать на уроке что-то новое, то есть, они заинтересованы в том, чтобы получать знания. Также нам стало ясно, что ученикам нравится отвечать на вопросы учителя, то есть им хочется высказаться и показать свои знания, и  в случае, если есть вопросы, задать их и получить объяснение, что опять же показывает, что многим ученикам важно научиться чему-то новому.

Очень важно, что большинство учеников любит читать книги, которые не входят в учебную программу, то есть они уделяют время внеклассному чтению. Это способствует увеличению словарного запаса, помогает общаться с людьми, ведь благодаря книгам повышается не только грамотность, но и речевые навыки - способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Чтение развивает мышление и память, что также помогает достигать высоких результатов в учебе. Чтение книг развивает воображение, и это может помочь в выполнении творческих работ.

На вопрос: «Всегда ли тебе справедливо ставят оценки?», больше половины ответило отрицательно. Дети недовольны полученными оценками и считают, что заслуживают большего. В этом случае учитель должен быть внимательнее, учитывать психологические особенности каждого ученика, чтобы не навредить ему заниженной оценкой, что может привести к неутешительным последствиям в будущем. Также учитель на уроках может использовать приемы, которые обеспечивают обратную связь, и благодаря которым учителю легче определять, какую оценку заслужил ученик. Эти приемы можно использовать как в работе с учениками младших классов, так и со старшими учениками. В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

·  солнышко;

·   солнышко с тучкой;

·   тучку;

·   тучку с дождиком;

·   тучку с молнией.

Настроение ребенка по завершению урока очень важно, но не менее важным является результат деятельности во время урока. Например, чтобы оценить деятельность ученика, можно использовать прием  «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты, и по результатам самооценки учеников учитель может сделать определенные выводы, что поможет ему в выставлении оценок.

Ученикам старших классов можно задавать наводящие вопросы, по которым можно определить отношение ученика к достигнутым ими результатам.

Мнение учеников о том, что бы они делали, если бы сейчас было разрешено свободное посещение уроков, разделилось, большая часть предпочла бы заниматься дома, но тех, кто продолжал бы ходить в школу, не намного меньше. То, что дети предпочли бы домашнее обучение,  может говорить о том, что многим детям комфортнее, когда с ними занимаются индивидуально, так как во время индивидуального занятия все внимание преподавателя обращено на одного ученика, нет никаких обстоятельств, мешающих объяснять ученику материал, и нет причин, предполагать, что материал мог быть не усвоен. Так ответили ученики, возможно, потому, что в школе на уроке учитель не всегда может быть уверен ,что все ученики поняли новую тему, и уже при контроле выявляются какие-то вопросы и проблемы непонимания учеником, причиной чего может послужить дисциплина на уроке.

Наше исследование показало, что основным замечанием к работе учителя является то, что учитель слишком много задает домашней работы.  Это также можно исправить, распределяя учебный материал так, чтобы большая часть работы выполнялась на уроке, также могут быть предусмотрены дополнительные занятия для желающих, у которых есть какие-либо вопросы по пройденному материалу, или для тех, кто хочет более углубленно заниматься изучением того или иного предмета.

Второе замечание оказалось тоже немаловажным. Ученики считают, что нужно уметь заинтересовать ученика, и нельзя с этим не согласиться, так как от того, заинтересован ученик или нет, зависят и процесс обучения, и результаты этого процесса. Для того чтобы ученик хотел учиться, учитель должен обеспечить психологическую комфортность, это предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке дружелюбной атмосферы, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

От атмосферы на уроке зависит и дисциплина на уроке. Хорошая дисциплина помогает безо всяких проблем объяснять ученикам новую тему, и обусловливает понимание, так как ничто не мешает вникать ученику в тему урока.

Заинтересовать учеников также можно предложением учителя творческой работы, которая способствует приобретению учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Ученикам также очень важно, чтобы учитель относился к ним с пониманием, от этого зависит настроение ученика и его отношение к учебному предмету, это также обусловливает мотивацию ребенка. Учитель, умеющий понимать,  располагает к себе, что способствует дальнейшему стремлению ученика получать больше знаний о предмете урока, что позволяет ученику получать хорошие оценки, что гарантирует хорошее настроение ученика и желание посещать уроки такого учителя.

Также мы узнали, что больше половины учеников не стали бы ничего менять в образовательном процессе, будь они директорами школы.

Ответы остальных учеников разделились.

Некоторые ученики предпочли бы отменить учебу по субботам. Их можно в этом понять. Сейчас во многих ВУЗах установлена пятидневная учебная неделя. Но школа и ВУЗ это не одно и то же. Студенты больше  загружены, чем школьники, они уделяют учебе больше времени, чем ученики школ, поэтому наше мнение заключается в том, что необязательно устанавливать и в школах пятидневную неделю. Но во многих школах такая неделя установлена, и, если ученики и их родители против шестидневной недели, то они могут написать заявление на имя директора с  соответствующей просьбой.

Другая часть учеников хотела бы отменить экзамены. С одной стороны, это невозможно, так как экзамен, это эффективный способ проверить уровень знаний, полученных учеником по окончании школы, и с помощью результатов экзаменов ученик может определить, в какое учебное заведение ему лучше всего поступить, чтобы продолжить свое обучении. Перед тем как сдать экзамены, надо определить предметы, которые ученику наиболее близки, и это помогает ему определиться в будущем.

Но с другой стороны, сдача экзаменов может пагубно влиять на психическое и физическое состояние здоровья учеников, могут возникать стрессовые ситуации, которые сказываются на дальнейшем развитии ученика.

По результатам исследования можно сказать, что в общем и целом ученики относятся неплохо к школе, к уроку как форме обучения, за исключением некоторых недочетов, которые, бывают во многих школах, так как не все учителя подготовлены на нужном уровне.

Исследование показало, что к каждому ребенку нужно уметь находить подход, так как каждый имеет свои индивидуальные психологические и физиологические особенности, от которых зависит их деятельность, понимание ими учебного материала, результат их деятельности.

Список литературы отсутствует, так как исследование проводилось самостоятельно и к тому же мы не использовали источники, чтобы написать статью.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru