Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Организация исследовательской работы в школе

 

   Выпуск издания: № 14        

Опубликовано: 06.12.2014

Автор: Зайцева Лариса Петровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 36" город Бийск Алтайский край

 

Результатом исследовательских работ стало понимание, что среди образовательных технологий, которые лучше всего отвечают новым задачам в подготовке выпускников, особое место занимает метод проектов.

Основная идея метода проекта в том, что обучение школьников должно строиться на активной основе, через целесообразную познавательную деятельность, сообразуясь с личным интересом ученика именно в этом знании. Важно показывать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни.

Суть метода проекта в следующем: стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Работая над проектом, школьник сталкивается и с запланированными, и с незапланированными ситуациями. Они вынуждают его что-то менять в своем первоначальном замысле, в результате школьник учится работать творчески и не бояться трудностей.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Важно понимать, что цель такой деятельности видится в развитии личности школьника, а не в получение нового (научного) знания.

Исследование любого вида основывается на любознательности  школьника. Ребёнок, работающий над исследовательским проектом, решает свою, личностно значимую, проблему, поэтому есть интерес. Интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения (С.Л. Рубинштейн).

Учебно-исследовательская деятельность не предполагает достижения определенного заранее заданного результата (т.е. нет сравнения с образцом, готовым ответом педагога), что определяет возможности погружения в творческую деятельность и создания ситуаций успеха (положительные эмоции).

В основной общеобразовательной школе с малым количеством учащихся можно и нужно организовывать исследовательскую деятельность, которая развивает личность ребёнка.

Целесообразно такую работу осуществлять на местном материале. Общая тема  наших работ «Языковые особенности региона». Работу начали в группе  по теме «Язык города», « Сленг», потом разделились и работали по темам «Язык кумандинцев», «Образ матери в творчестве В.М. Шукшина»,  «Цветовая гамма в лирике Рубцова», «Семантика слова жизнь», «История улицы», «История алтайского футбола».

Во время урочной и вне урочной деятельности надо всегда   учитывать региональные  особенности при изучении русского языка, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых  алтайцев, очерки писателей, стихотворения поэтов).

Необходимо обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.

Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты, которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Несмотря на признание важности организации учебно-исследовательской деятельности в школе, хочется отметить те трудности, которые сдерживают ее развитие: недостаточная материально-техническая база, большая нагрузка на учителя, недостаточная подготовка самих детей,- всё это относится к факторам, которые сдерживают развитие этой деятельности.

Вместе с тем учителя понимают, что включение учебно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс  школы приведет к тому, что ученики станут более заинтересованными в своем учении, разовьют свои творческие и специальные способности, научатся находить решение в трудных жизненных ситуациях.

Итак, использование учебно-исследовательской деятельности в школе является обязательным условием развития современных педагогических систем. Есть понимание того, что ориентация только на учащихся старших классов не может больше устраивать педагогов.

 

Литература

1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: издание:1-е, 2005.- 240 с.

2. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие (Текст). /М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.-160 с.

3. Сарачакова, И.М. Приращение коммуникативной компетентности учащихся старшего подросткового возраста в процессе урочной и внеурочной деятельности. Методическое пособие (Текст). Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012.-143 с.

Электронные ресурсы

http://azps.ru/hrest/28/3653842.html

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru