Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гиперактивность ребёнка – результат пассивности родителей

 

   Выпуск издания: № 14        

Опубликовано: 06.12.2014

Автор: Садыхова Елена Александровна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» город Ачинск

 

В последнее время всё чаще можно услышать такие выражения как «гиперактивный ребёнок», и «синдром дефицита внимания». И если раньше детей с такими заболеваниями насчитывалось единицы, то в настоящее время практически каждый педагог и психолог сталкивается в своей    рабочей практике с гиперактивными детьми. И с каждым годом их количество растёт.

Кто же это такой – гиперактивный ребёнок?

Это маленький вечный двигатель. Он выделяется среди своих сверстников чрезмерной активностью. Он практически не сидит на месте. Ему трудно сосредоточится на любом кропотливом и трудоёмком задании, требующем от него максимум концентрации. Он никогда не дослушает собеседника до конца, но сам очень разговорчив, причём неважно со знакомым или незнакомым ему человеком. Любопытен и эмоционален. Таким детям очень трудно адаптироваться в социальной среде. Он общителен со всеми, но при этом он всегда один по той причине, что ему редко удаётся завести долгие дружеские отношения со сверстниками.

Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребёнка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.

Учёные и специалисты выделяют несколько возможных причин заболевания:

1. Биологические – наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы;

2. Генетические – врождённые отклонения от нормы некоторых систем мозга;

3. Социальные – характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение в семье.

По мнению многих специалистов, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).

Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

· Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

·Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

·Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность.

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

Чаще всего родители не сразу замечают признаки гиперактивности у своего ребёнка и обращаются к специалистам, когда болезнь становится уже неотъемлемой чертой характера.

Довольно часто многие родители ошибаются, думая, что с возрастом их ребёнок просто станет спокойнее и его чрезмерная активность пройдёт сама собой, и не предпринимают никаких действий. Вот здесь пассивность родителей и приводит к ещё более острым последствиям.

Теперь оставим в стороне биологические и генетические причины заболевания и углубимся в социальную сторону проблемы.

Как известно становление характера и личности ребёнка в целом закладывается в семье. Воспитание играет огромную роль. Забота, любовь и внимание родителей всецело влияет на индивидуальность ребёнка. А теперь представим, что ребёнок лишён всего этого. Он растёт сам по себе, с ним не играют, ему не говорят о том, как себя вести в обществе, не читают сказок на ночь, банально не говорят о том, что любят и дорожат им. Ребёнок не чувствует, что нужен родителям.

«Веди себя тише. Не шуми. Не мешай взрослым. Иди, поиграй в другом месте» - стандартный ответ на очередное привлечение родительского внимания. Ребёнок, чувствуя, что мешает взрослым, старается занять сам себя.

На одном из занятий по изобразительному искусству и психологии детям 7-8 лет был задан вопрос «Что такое радость для вашей мамы?» Многие не смогли внятно на него ответить, а одна из девочек сказала: «Для моей мамы радость – это когда она сидит за компьютером, а я её при этом не трогаю». Вывод из этой фразы напрашивается сам собой.

«Ты можешь делать всё, что хочешь, только оставь меня в покое». И вот тут накапливаемая и сдерживаемая ранее энергия вырывается на свободу, сметая всё на своём пути.

Ребёнок прекращает контролировать свои эмоции и начинает всеми возможными способами привлекать к себе внимание. Вплоть до того, что он может начать симулировать различные боли, приступы рвоты и даже конвульсии.

Таким он приходит в школу. На замечания учителя по поводу своего поведения в классе, он отвечает: «А дома мне позволено делать, то, что я хочу». Но конец этой фразы звучал бы так: «Лишь бы я оставил в покое своих родителей».

Как же лечится гиперактивность?

В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат; позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами; возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки; имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

- консультирование родителей;

- педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

- двигательные занятия с ребёнком;

- психологическую терапию;

- медикаментозную поддержку. 

По мнению специалистов, наиболее благоприятный для лечения возраст — это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими. И чем взрослее будет человек с СДВГ, тем сложнее ему будет адаптироваться в обществе.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что гиперактивность детей – это уже не частные случаи, это одна из социальных проблем в масштабе современного государства. Не нужно забывать, что количество детей с СДВГ велико и продолжает расти. Нельзя закрывать глаза на данную проблему, пассивность родителей и педагогов лишь усугубит ситуацию.

Иначе говоря, брошенные, предоставленные сами себе, лишённые заботы и родительской любви, дети с синдромом дефицита внимания впоследствии будут обречены на новый диагноз – «трудный подросток», а с ним и на новые трудности социальной адаптации в обществе, на новую волну непонимания и отчуждённости среди сверстников и близких людей.

 

Список использованных источников

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.

2. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. – СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160 с.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru