Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Групповые формы работы на уроках в начальной школе

 

    Выпуск издания: № 11         

Опубликовано: 16.11.2014

Автор: Багавиева Гузель Джамиловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов

 

 Развитие  основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование умений, понятий, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от урока, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная и творческая самостоятельность учащихся;

Групповые формы обучения можно использовать на любом уроке, но наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала.

Групповые формы обучения лучше применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.

Что мы можем получить при использовании данного метода?

Во-первых, мы вызовем интерес учащихся к предметам, из отсюда и вытекает  уровень знаний учащихся.

 

Как организовать работу группы?

 

Групповая работа трудоёмкая, поэтому к ней должен быть подготовлен и учитель и дети. Учитель должен четко понимать, какого результата он хочет. Дети должны самостоятельно выбирать цели. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Какие задания можно предложить для групповой работы?

Задания должны быть интересными, в то же время сложными, чтобы побудить учеников решать сложные задания, касаемые учебного предмета. В заданиях можно использовать дифферинцированность.

Каковы "плюсы" групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, возрастает учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, становится меньше  уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Если ученики научаться самостоятельно и вместе работать, то в результате учитель увидит, что происходит, взаимообучение.

Каковы "минусы" и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный - слабый".

При таком условии, в проигрыше остаются и тот, и этот ученик. Ведь сильному обидно давать знания во благо всем, а слабому просто нечего добавить.

 

Основные противопоказания

 

Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

Если ученик желает работать отдельно, то учитель разрешает.

Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.

Во время работы в группах, нельзя от детей требовать тишины. Групповая работа это общение, обменивание опытом.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru