Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Экологическое воспитание младших школьников по программе «Школьная экологическая инициатива» в базовой школе города Гатчины

 

    Выпуск издания: № 11         

Опубликовано: 16.11.2014

Автор: Шарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов базовой школы начального общего образования ГБОУ СПО ЛО «Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского»

 

В наше время экологические проблемы стали иметь глобальный характер, они волнуют людей во всём мире.

Человечество активно загрязняет окружающую среду. Следствием этого является исчезновение многих видов растений и животных, ухудшается здоровье человека и др..

Главная тому причина – вызревшая у нас за долгие годы и, к сожалению, бесстыдно процветающая в условиях сегодняшнего дня тотальная экологическая безответственность.

Сегодня социальный заказ на создание системы всеобщего и непрерывного экологического образования педагогами нашей страны получен.

В педагогической литературе, посвящённой экологическому образованию, неоднократно подчёркивалось, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Я полностью согласна с мнением А.А. Плешакова, который утверждает, что «присущие  младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладевать определёнными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования; детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе».

Усиление экологической направленности курса «Окружающий мир» - это серьёзный шаг в направлении «экологизации» начальной школы в целом.

Большинство учителей базовой школы г. Гатчины работают по авторской экологической программе, основанной на программе по окружающему миру А.А. Плешакова, стараясь не только дать ребятам максимум природоведческих знаний, но и научить их любить, ценить, беречь природу.

За 20 лет работы в базовой школе мною разработана система уроков и внеклассных занятий по экологии. На методических объединениях и семинарах разных уровней я представляла свой опыт работы над  методической темой «Экологическое образование младших школьников», а также показывала открытые уроки: «Красная книга растений Ленинградской области», «Что такое экология?», «Экологические катастрофы 20 века», «Лес и человек» и внеклассные занятия: «Путешествие по экологической тропе», «Волшебная сирень».

В 2001/2002 году я вела предмет « Методика преподавания природоведения в начальной школе» у студентов Гатчинского педагогического колледжа. На лекциях я знакомила студентов и со своей системой работы по экологии.

В течении года студентка 4 курса Егорова Екатерина написала и защитила дипломную работу по теме «Экологическое образование младших школьников на уроках природоведения».

Как учитель-методист я помогла студентам в разработке 50 пробных уроков по окружающему миру .

В 2013/2014 учебном году ученики принимали участие в работе над проектом «Моя Красная книга, или возьмём под защиту».

 

Проект «Моя Красная книга, или возьмём под защиту»

 

Название проекта

«Моя Красная книга, или возьмём под защиту».

Руководитель

Шарова  Елена Геннадьевна

Консультанты

Учитель, родители,  библиотекарь, студенты педагогического колледжа.

Состав и возраст проектной группы

Коллективный, групповой, индивидуальный (семья Кучер, Никитенко), 1 класс.

Продолжительность проекта

Долгосрочный (2 месяца).

Типология проекта

Познавательный, творческий, информационный.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Окружающий мир.

 

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Литературное чтение.

Краеведение.

Изобразительное искусство.

Музыка.

Актуальность

 

Жизнь, растительность и животный мир-основа существования самого человека. Человек неразумно использовал богатства природы, её сокровища. Человек повинен в том, что исчезли многие виды растений и животных.

Красная книга-это особая книга. В ней перечислены животные и растения, которые могут буквально исчезнуть. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. 

Цель проекта

Воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому, любви к природе.

Задачи проекта

1. Познавательные УУД:

- обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе;

-познакомиться с Красной книгой России;

-учить применять общеучебные  умения : анализ, синтез, сравнение, обобщение.

2. Регулятивные УУД:

-формировать умение работать в группе : слушать и слышать товарища, договариваться вместе;

-планировать свою работу и работу группы;

-ставить перед собой цели и добиваться их выполнения.

3. Коммуникативные УУД:

-развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

-формировать у учащихся умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач ,строить монологическое высказывание.

4. Личностные УУД:

-воспитывать правила поведения в природе, направленные на её сбережение;

-развивать творческие способности детей.

 

Этапы

Выделение проблемы, разделение на группы по интересам, поиск информации, распределение найденного материала между участниками проекта, составление презентации ,организация выступлений  по группам.

Проблемы

Какие растения и животные нашего региона нуждаются в охране?

Рабочее планирование проекта, поиск информации, продукт.

В ходе предварительной подготовки ученики под руководством учителя и родителей:

-активно сотрудничали со школьным библиотекарем, искали необходимый материал в городской библиотеке;

-изучали необходимые энциклопедии, справочники, видеоматериалы;

-искали материал в Интернете;

-посещали Ботанический сад и Зоологический музей г. Санкт-Петербурга, музей истории г. Гатчины, Гатчинский и Приоратский парки, занятия с экскурсоводами.

Презентация

Урок сопровождался презентациями, подготовленными учащимися, рисунками.

Выход с презентацией на Экологический праздник для 1-2 классов.

Выступление с презентацией перед родителями и администрацией базовой школы.

Выступление на школьной научно-практической конференции «Мои первые открытия» для 1-2 классов.

 

С 2013 года в базовой школе  г. Гатчины проходит научно-практическая конференция «Мои первые открытия».

В 2012/2013 ученики моего класса приняли активное участие в написании научных  работ, в которых были представлены теория и исследование.

3 апреля 2013 года 4 ученика приняли участие в школьной научно-практической конференции «Мои первые открытия»  для 3-4 классов.

1 место Воробьёва  Дарьяна  «Лекарственные растения Ленинградской области».

1 место Козлов Кирилл «Парк Сильвия: история и экология»

2 место Крутиков Константин « Как помочь организму выздороветь?»

2 место Неровный Дмитрий «Исследование жизнедеятельности черепахи в осенне-зимний период».

12 мая 2013 года Козлов Кирилл представил свою работу на районной научно-практической конференции и занял 2 место.

Ученикам очень понравилось данная форма работы по получению новых знаний об окружающем мире. 

Ученики базовой школы под руководством наших учителей участвуют в городских и районных экологических праздниках, литературных конкурсах, конкурсах рисунков  и поделок из природного материала и занимают призовые места.

В 2013/2014 году Никитенко Валерия (7 лет) за экологическую сказку «Белочка» получила диплом победителя от руководителя программы «Школьная экологическая инициатива», заслуженного эколога России Мирошкиной С. М., а рассказ «Снегири» Светловой Елизаветы (7 лет) был напечатан в сборнике «Экология. Безопасность .Жизнь» Межрегионального общественного экологического движения «Гатчина-Гатчинский район»

Светлова Елизавета 7 лет

 

Снегири

 

«Однажды зимним утром я проснулась и посмотрела в окно.

Я увидела красивый розовый рассвет и белый снег. Ветки деревьев были укутаны пушистым снежком.

Я посмотрела на рябину и увидела снегирей. Долго я любовалась этими птичками. Я обратила внимание на то, что грудка у снегиря ярко-красная, как бочок красного яблока .На  головке как будто чёрная шапочка, а спинка голубовато-серая.

Я поинтересовалась у папы, что он знает о снегирях. Он мне рассказал о том, что снегири-северяне, они-жители таёжных лесов. Нарядные птицы появляются в наших краях с первым снегом. Самцы снегирей- красногрудые и краснощёкие красавцы, а вот самочки окрашены более скромно, не так ярко. Зимой снегири питаются ягодами рябины, семенами клёна и ясеня.

Теперь я чаще любуюсь и интересуюсь природой, потому что это очень познавательно».

 

В 2013/2014 учебном  году ученики моего класса участвовали в Межрегиональной экологической конференции «Природа и человек». Дети получили диплом за творческое выступление со спектаклем « Спор овощей».

Таким образом, я раскрыла систему работы по экологическому воспитанию младших школьников в базовой школе.

Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей.

 «Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства» - писал В.А. Сухомлинский.

 

Список литературы

1. Барковская О.М. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания»  журнал «Начальная школа» 1994 г  № 2

2. Плешаков А.А. «Программа и учебно-методический комплект «Зелёный дом» журнал «Начальная школа. Плюс. Минус» 2005 г. № 6

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru